Военнослужащие МО РФ выполняют боевые задачи в Харьковской области - Sputnik Южная Осетия, 1920, 28.02.2022
Спецоперация России по защите Донбасса
Президент России Владимир Путин 24 февраля объявил о начале специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.

Владикавказская епархия направила гуманитарный груз в зону СВО

© Sputnik / Анна КабисоваВладикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз
Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз - Sputnik Южная Осетия, 1920, 15.03.2023
Подписаться
Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону специальной военной операции (СВО) очередной гуманитарный груз. Военнослужащим везут домашние вкусности, приготовленные сотрудниками Отдела социального служения и благотворительности с любовью и молитвой: сало собственной засолки, малиновое варенье, квашеную капусту – именно эти продукты попросили военные, соскучившиеся по домашней пище. Все базовые принадлежности – теплая одежда, средства гигиены, медикаменты – у служащих уже есть. Готовность оказать поддержку военным в зоне СВО выразили также ученики православной гимназии имени Аксо Колиева: они написали для солдат письма со словами благодарности и поддержки, а руководитель епархиальных отделов по взаимодействию с вооруженными силами и казачеством, иерей Василий Грибенченко лично раздаст на фронте иконки, молитвословы карманного формата, проведет молебны, исповедует и причастит всех желающих.
Духовным окормлением служащих в зоне СВО, отправкой гуманитарной помощи от Владикавказской и Аланской епархии отец Василий занимается с самого начала спецоперации. Он собирает денежные средства, закупает все необходимые продукты питания, средства гигиены, теплую одежду, медикаменты, утеплители и переносные печки и многое другое. Комплектует и упаковывает гуманитарную помощь Отдел по социальному служению и благотворительности епархии во главе с его председателем, протоиереем Леонидом Болтенковым.
О том, какую духовную и гуманитарную помощь епархия оказывает участникам СВО, иерей Василий Грибенченко и протоиерей Леонид Болтенков рассказали в интервью корреспонденту Sputnik Южная Осетия Анне Кабисовой.

Руководитель епархиальных отделов по взаимодействию с вооруженными силами и казачеством, иерей Василий Грибенченко

Отец Василий, как началось ваше служение на фронте?
– Я помощник командира 19-й дивизии по работе с верующими. Когда все только началось, я провожал ребят на передовую. Когда вернулся сюда, то постепенно стало понятно, что и питьевая вода нужна на фронт, и другие необходимые продукты. Потихоньку стала помогать сначала епархия, потом и все остальные. Почти раз в месяц из дивизии уходит "Камаз" с гуманитарным грузом.
© Sputnik / Анна КабисоваВладикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз
Владикавказская и аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз - Sputnik Южная Осетия, 1920, 15.03.2023
Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз
Вы всегда лично стараетесь отвозить гуманитарную помощь?
– Так часто у меня не получается ездить. Сегодня, Бог даст, будет пятая командировка.
В чем сегодня особенно нуждаются на линии фронта?
– Прежде чем собирать гуманитарную помощь, я созваниваюсь со сведущими людьми и спрашиваю, что нужно. В этот раз сказали, что все есть. Попросили только побаловать малиновым вареньем и домашними соленьями. А не так давно, около месяца назад, мы привезли на фронт компактные печки, которые и греют, и служат для приготовления пищи – за них ребята благодарили особенно.
Помощь оказывается именно военным из Осетии?
– Как правило, мы ездим к нашей 58-й армии, но помогаем и добровольческим батальонам "Алания" и "Алания-Шторм". Мы приезжаем, нас встречают подготовленные люди. В специально отведенных местах мы разгружаемся и начинаем выдавать помощь то одному полку, то другому – и так понемножку делим, чтобы всем хватило. Бывало так, что полк с передовой оставался без помощи, так как туда нас не пускали, а они до нас не могли доехать…
Помимо помощи в виде продуктов и вещей оказывается и духовная поддержка – и крестили ребят, и молебны проводили, и беседовали.
Помните свою первую поездку?
– Это было в феврале прошлого года. Меня неожиданно вызвали: в полдень получил телеграмму, а в ночь уже выехал. Тогда услышал полезный совет, которого стараюсь придерживаться и сейчас: с собой нужно брать все необходимое, чтобы ни от кого не зависеть, чтобы ты мог встать в поле и полностью себя обеспечить. В первую поездку мне этот совет очень пригодился, так как ночевать пришлось буквально в поле – места для ночлега не было. Так что свою первую командировку в зоне СВО я прожил в машине с маленькой печкой, на которой подогревал воду для чая и "Доширака". К моим следующим приездам на фронте уже были готовы, и больше ночевать в машине не пришлось.
Как вас там встретили?
– На фронте есть сильная необходимость в присутствии священника, ребята сразу идут на контакт. В дивизии много верующих и воцерковленных, нуждающихся и в исповеди, и в причастии. Накануне СВО я покрестил двоих солдат, взял у них номера телефонов, но связь с ними пропала. Я думаю: "Господи, ну как так". Спустя месяца три узнал, что они живы, были ранены. И вот на праздник Крещения в этом году я с ними встретился в дивизии. На фронте формируется братство, складываются необыкновенные отношения между людьми.
© Sputnik / Анна КабисоваВладикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз
Владикавказская и аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз - Sputnik Южная Осетия, 1920, 15.03.2023
Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз
А когда вы созваниваетесь с людьми, просят ли они привезти иконы или духовную литературу?
– Конечно. Я отвозил молитвословы небольшого формата, иконки, пояски "Живый в помощи" – это самый популярный запрос ("Живый в помощи" — пояс с православными молитвами. "Живый в помощи…" – первые слова 90-го Псалма Святого Царя-Пророка Давида, духовно защищающего от всяческих бед и напастей – ред.). Даже мусульмане подходят, просят зеленые пояски. Как-то подошел один кабардинец и штук сто иконочек взял. Полк его в основном мусульманский, но кто знает, что произошло, что увидел этот человек, что пережил. Так удивительно, что при всех взял, не постеснялся, и сказал, что раздаст однополчанам. Наша задача – помогать всем, не только православным.
У не воцерковленных ребят зачастую есть потребность просто в беседе. Священник выполняет роль того, кому доверяют, с кем можно открыться, даже маску с себя снять, где-то слезу пролить. И он знает, что эта беседа останется тайной между ним и священником. Помню один парень, он был сильно выпивший, навзрыд кричал, на колени становился. И когда он чуть в себя пришел, то мы с ним говорили. Долго говорили. У него был нервный срыв, он плакал, рассказывал, что пережил, что видел…
Есть ли у солдат осознание, что это не просто СВО, а духовное противостояние?
– Конечно есть. Особенно у тех, кто постарше, кто умеет анализировать и интересуется тем, что происходит в мире. Действительно, это настоящая духовная брань. Мы боремся за сохранение семьи, веру в Бога, отстаивание нормального понимания православия, за элементарные христианские ценности. Казалось бы, элементарные, но сегодня их тоже нужно отстаивать – и это, однозначно, духовная брань.
Лично вас эта духовная миссия изменила?
– Я не замечаю, что как-то изменился… Но этого послушания я боялся больше всего на свете. Когда институт военного духовенства только созидался, мне предлагали послужить в этой сфере, но я отказывался, так как даже в армии не служил. Но Господь привел меня на это послушание. И потихоньку интерес к духовному окормлению военных у меня стал появляться. В самый первый раз в зоне СВО я был поневоле, а второй – предложили поехать в прошлом году на Пасху. И я поехал по собственному желанию – хотел увидеть ребят, которых провожал...
Конечно, впереди еще много работы, многое предстоит познать, получить опыт. Вдохновляет, когда ты видишь отдачу от своего труда. К нам в храм стали приходить люди из дивизии: жена одного из офицеров поет на клиросе, человек с дивизионного оркестра стал петь в нашем церковном хоре, с госпиталя приходят военные врачи…
© Sputnik / Анна КабисоваВладикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз
Владикавказская и аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз - Sputnik Южная Осетия, 1920, 15.03.2023
Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз
Расскажите о том, как выстроено ваше взаимодействие с Отделом социального служения и благотворительности.
– Отдел очень сильно нас выручает. Во-первых, люди, конечно, готовы помогать и нести все необходимое для фронта, но организовать это очень тяжело. Порой просто не хватает рук. А с отцом Леонидом, его заместителем Ольгой Анатольевной и другими помощниками все просто – я передаю им список с запросами с линии фронта, потом мне звонят и говорят: "Все готово, забирай". Все четко организовано и проходит легко. Я просто приезжаю в отдел и забираю аккуратно упакованные коробки с продуктами, вещами, медикаментами.
Я недавно осознал, что это тоже своеобразная проповедь… Мы пришли к тому, что нужно обозначать на коробках, кто собрал эту помощь. Да, Господь говорит, что правая рука не должна знать, что делает левая, но мы стали наклеивать на коробки подписи с обозначением нашей епархии не потому, что хвастаемся и хотим, чтобы нас хвалили, а для того, чтобы ребята на фронте знали, что церковь с ними… И таким путем тоже воины осознают, ради чего все это происходит…
Таким образом, с отцом Леонидом у нас идет очень плотная, важная работа. Не столько важна, допустим, банка с вареньем, а то, что она приехала с родины, от церкви, и пропитана любовью. Прихожане храма Владимира (храм святого равноапостольного великого князя Владимира – ред.) часто приносят баночки с вареньем. Привезешь его в зону СВО, раздаешь, они скажут: "Да у нас есть". А ты им говоришь: "Это из Осетии, с родины, пропитано запахом родины, где воздух другой, запах другой, любовь другая". И тогда они берут это варенье уже с другим отношением, как дети открывают эти баночки, нюхают и радуются. Это и есть духовная поддержка. Нравственная. Для кого-то важно получить икону, для кого-то банка варенья будет дороже, а кому-то достаточно увидеть надпись на коробке "Владикавказская епархия" и понять, что о нем помнят, любят и поддерживают.

Председатель Отдела по социальному служению и благотворительности, протоиерей Леонид Болтенков

Отец Леонид, как изменилась жизнь отдела после начала СВО в связи с новыми задачами?
– У нас в отделе направлений работы много, а сотрудников мало. Владыка (архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим – ред.) знает ситуацию, понимает, что отдел должен постоянно расширяться, увеличивать свои возможности, так как ежедневно к нам обращаются за помощью люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации. После начала СВО к нам стали обращаться за помощью и семьи военнослужащих. И, как правило, просьба в основном одна – молиться за воинов. Конечно, эта молитва идет – и в нашем Ильинском храме, и в других храмах Северной Осетии, и в монастырях. Также, например, просили прислать на фронт шапочки с крестиками, мы пробовали разные варианты: восьмиконечные и четырехконечные. Первый вариант не устроил – такие кресты не все понимают, поэтому, как во всем, есть нюансы. Казалось бы, что это мелочи, но они тоже очень важные. Солдатики чувствуют, что о них кто-то заботится: в данном случае – наша епархия.
© Sputnik / Анна КабисоваВладикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз
Владикавказская и аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз - Sputnik Южная Осетия, 1920, 15.03.2023
Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз
Что касается самого глобального – спасения нашей Родины, то как мы можем оставаться в стороне в этот момент? С Божьей помощью и неравнодушными людьми перед нами открывается горизонт разных возможностей: это и продуктовая, и вещевая, и духовная помощь. Поддержка раненых воинов – тоже одно из важных направлений нашей работы. Мы приходим к раненым бойцам, которые покалечены, с разной степенью тяжести. Может, он не хочет нас слышать… Всякое бывает. Но, с Божьей помощью, мы утешаем душу человека. Дети из воскресной школы прихода отца Василия готовили для раненых театральные представления, и мы понимали, что для солдат важнее не вкусные сладости, которые мы принесли, а глаза детей.
Раненым нужно наше внимание, поэтому у нас в отделе есть понимание, что данное направление нашей деятельности очень важное – Господь дал нам его, и спросит потом, коль противоборство идет духовное. Как мы можем остаться в стороне? Всякий, кто приходит к нам в отдел, не уходит от нас не утешенным. Как ни размышляй, ясно одно: мы должны это делать, как для самого Бога.
Отец Леонид, после службы в храме вы обращаетесь к прихожанам с просьбой поучаствовать в работе отдела. Люди откликаются?
– Да, люди всегда откликаются на призыв. Буквально вчера я обратился к прихожанам, так как знал, что сегодня будет отправка на фронт и в госпиталь. Люди очень отзывчивые: тут же стали приносить пожертвования, за один день собралось около пятидесяти тысяч рублей – это очень серьезная поддержка. Милостью Божией люди стали доверять.
Бывает, что некоторые проверяют: а что мы на самом деле из себя представляем. Кто-то сразу душу открывает и приходит с помощью, а некоторые пытаются проверить, задают вопросы, или приходят позже, когда видят результат нашей работы, интересуются у тех, кто уже помогает, или читают новости о деятельности нашего отдела. Это тоже важный момент: пресс-служба епархии существует не только для того, чтобы писать новости, а чтобы фиксировать обширную разнообразную деятельность церкви, чтобы люди видели – это тоже наша проповедь. Люди должны видеть, что мы делаем, упаси Бог напоказ молиться по-фарисейски, это проповедь, которую мы должны ради нашей Русской православной церкви вести, чтобы просвещать людей.
© Sputnik / Анна Кабисова

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз - Sputnik Южная Осетия
1/4

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз

© Sputnik / Анна Кабисова

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз - Sputnik Южная Осетия
2/4

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз

© Sputnik / Анна Кабисова

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз - Sputnik Южная Осетия
3/4

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз

© Sputnik / Анна Кабисова

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз - Sputnik Южная Осетия
4/4

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз

1/4

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз

2/4

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз

3/4

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз

4/4

Владикавказская и Аланская епархия отправила в зону СВО очередной гуманитарный груз

Отец Леонид, понимают ли прихожане глубинные смыслы СВО или возникают вопросы?
– Это сложная тема… Судьбы людей переплетены, украинцы и русские – братья. Моя мама родилась на Украине в Херсонской области, именно оттуда мои родственники по маминой линии. Упаси Бог как-то неаккуратно на эту тему высказаться. Был случай, ко мне подходил мужчина, который не понял, о чем я говорил… Мы понимаем, откуда зло, но не все могут это понимать… Мы же знаем, что на той стороне многие люди невольно оказались по ту сторону линии фронта, их заставили идти. А так, конечно, в большинстве своем люди понимают, что Россия начала СВО, исходя из необходимости, и если бы не начали сами, то все началось бы позже, но уже в других масштабах.
Это действительно духовная брань, по-другому и не назовешь, это брань против нашей общехристианской цивилизации, против православия, против человечности, против всего нашего устроения, которым мы живем давно: 2000 лет от Рождества Христова. Поэтому некоторым приходится объяснять это и быть очень аккуратным в проповедях, так как люди бывают взвинчены, у многих затронуты личные ноты. Я сам переживаю за своих двоюродных братьев, не знаю, где они, на какой стороне оказались. Это болезненная, сложная тема, но правда на нашей стороне. Духовные отцы, старцы, священники говорили, что после того, как Россия начала СВО, явно видны признаки того, что это хорошее, доброе начинание: мы противостоим злу, насилию, нацизму, безумию, сатанизму – всему тому, что духовные отцы описывают как борьбу церкви против дьявола. С той стороны не люди воюют, а действительно дьявол. Как в сердце каждого человека идет непрестанная борьба Бога с дьяволом и кому человек покоряется, кем бывает завоеван, тому и отдается сердце, а потом борьба выходит вовне, поэтому и получается, что единый народ разделяется, и родные братья воюют друг с другом. Поэтому я даже боюсь выходить на связь с братьями, а вдруг мы невзначай стали врагами, а я никогда об этом не помышлял и не думал...
Как людей на Украине удалось перенастроить, как это стало возможно, как этот проект удалось реализовать спецслужбам? Они сумели рассорить два народа и, помимо этого, расколоть нашу единую православную церковь…
Лента новостей
0