Глаза этих людей до сих пор наполнены страданием: 18 лет с Бесланской трагедии

© Алина АкоеффБеслан 14 лет спустя
Беслан 14 лет спустя - Sputnik Южная Осетия, 1920, 02.09.2022
Подписаться
Диана Козаева, Sputnik
Жительница Цхинвала Мадина Бязрова с трудом подбирает слова, чтобы рассказать о том, как 18 лет назад, как и тысячи ее сограждан, с надеждой в сердце ждала, что заложники Бесланской школы спасутся и эти дни забудутся, как страшный сон.
Тогда она сама жила в Беслане, но так получилось, что первые дни сентября гостила у родителей в Цхинвале. Бязрова вспоминает, что произошедшее 1 сентября повергло всех в шок и потрясение.

"Да, до этого дня в Северной Осетии не раз происходили теракты, но то, что террористы подняли руки на самое сокровенное – на детей, это было беспрецедентное явление. Мы целыми днями сидели у телевизора, следили за событиями и с надеждой ждали, что развязка вот-вот наступит и все разрешится благополучно. Но, к сожалению, этого не случилось", – говорит она.

Мадина с семьей вернулась в Беслан пятого сентября. Не доезжая до дома, они подъехали ко двору первой школы. Там к тому времени еще не расчистили ни спортзал, ни школьный двор. Мадина признается, что эту картину до сих пор очень сложно вспоминать – прямо во дворе в черных мешках все еще лежали тела мужчин, женщин, детей.
"Даже воздух был неимоверно напряжен. Я сама была с малолетними детьми и попросила супруга, чтобы мы поскорее оттуда уехали. Это была невыносимая картина. И я даже представить не могу, каково было людям, которые пережили эту трагедию и потеряли в ней своих родных", – говорит она.
Беслан - Sputnik Южная Осетия, 1920, 01.09.2022
"Люди клали в гробы с малышами игрушки и конфеты". Дмитрий Писаренко о Бесланской трагедии
Через две недели она побывала и в том самом спортзале, где террористы держали заложников, и в классных комнатах, где расстреливали мужчин, которых боевики использовали как живой щит.
"То, что мне перевернуло душу, когда мы зашли в спортзал, там была деревянная дверь, странно, что она не сгорела. Она вела в маленькую комнатку, что-то вроде раздевалки, там на столе была собрана школьная одежда. Я обратила внимание на платьице очень маленького размера, как будто платье куколки. Про себя подумала, неужели бывают такие маленькие школьницы. Я подняла его и увидела, что оно было продырявлено пулей. Скорее всего, малышке стреляли в спину. Я никогда в жизни этот момент не забуду", – рассказывает Мадина.
Многие из заложников и тех, кто потерял в этой трагедии своих близких, были ее коллегами. По ее словам, для них это была табуированная тема, они не любили вспоминать и разговаривать об этом.

"Я всегда замечала, что у переживших это горе людей глаза совершенно другие, они до сих пор наполнены страданием. И потом в силу специфики своей профессии (Мадина – корреспондент газеты "Южная Осетия") я не раз беседовала с потерпевшими, заложниками. Каждый из них переживал и переживает это по-своему. Есть люди, которые нашли в себе силы и продолжили жизнь, многие только лишь благодаря тому, что у них есть другие дети и это дает им силы. Но есть, к сожалению, те, кто до сих пор не может оправиться. Это трагедия, которая не просто "обновляется" для них первого сентября, они ее переживают каждый день", – говорит Мадина.

По ее словам, многие из переживших эти страшные дни не находят в себе силы прийти в школу 1 и 3 сентября, они приходят сюда 30 или 31 августа, чтобы избежать толпы, "хотят побыть наедине с тем, что они пережили".
Беслан - Sputnik Южная Осетия, 1920, 01.09.2024
Беслан. Архивные кадры
Лента новостей
0