"Для меня это большая утрата": Анатолий Бибилов о годовщине гибели Александра Захарченко

© Sputnik / Наталья АйриянЗахарченко и Бибилов
Захарченко и Бибилов - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.08.2022
Подписаться
Четыре года назад, 31 августа 2018 года, не стало бывшего главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко. Он погиб в результате теракта в кафе в центре Донецка, куда пришел помянуть умершего накануне Иосифа Кобзона. Взрывное устройство смертельно ранило Захарченко, вскоре глава ДНР скончался.
Захарченко вступил в ряды народного ополчения в марте 2014 года, участвовал в боевых действиях. Командовал подразделением ополчения "Оплот". Был неоднократно ранен, в том числе уже в должности главы ДНР.
С экс-президентом Южной Осетии Анатолием Бибиловым их связывали не только межгосударственные отношения, но и большая дружба. Анатолий Ильич и сегодня в Донецке, где посетил могилу Захарченко. В интервью Sputnik он вспоминал, как они познакомились и что его сблизило с Александром Захарченко.
– Это была тяжелая утрата, в первую очередь для Донецкой Народной Республики и для "Русского мира". Он очень любил употреблять это слово. И для меня лично это тоже большая утрата, потому что мы на самом деле были очень близкими друзьями. Я сейчас нахожусь в Донецке, ездил на могилу Захарченко вместе с депутатом Госдумы Казбеком Тайсаевым, возложили цветы.
Мы познакомились в 2014 году, когда случился государственный переворот на Украине, когда начали терроризировать уже бывшие области, запрещали русский язык, не давали говорить на родном языке. Когда Донецкая область провозгласила республику, определив свое будущее с ценностями, которые для нас всех одинаковы – память о Великой Отечественной войне, традиционные ценности семьи и другие важные вещи, без которых мы себя не представляем.
В этом плане народ ДНР встал против киевского режима, они провели референдум, чтобы самим решать, как им жить и строить будущее. В ответ Украина начала боевые действия против народа Донбасса. Александр Захарченко возглавил людей, которые встали на защиту своей земли и своего народа. Его отличали искренняя любовь к своему народу, его отношение к России и ценностям, о которых я говорил выше.
Он несколько раз был ранен во время этих боевых действий, но всегда оставался в строю. Это говорят люди, с которыми он воевал. Как государственник, он очень хорошо понимал, что нужно для будущего ДНР. Как человек, он был абсолютно искренним в отношениях с людьми, в дружбе, понимал, чего он хочет и чего добивается. Он был не по годам мудрым, он знал, что и для чего делает. Он был уверен, что народ ДНР добьется своего, ее признает Россия, и сам стремился к этому.
Очень жаль, что его больше нет. Если посмотреть кадры с его похорон, можно увидеть, что его провожала вся республика, люди искренне скорбели и плакали.
Бюст первого главы ДНР Александра Захарченко. Экс-глава ДНР Александр Захарченко - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.08.2019
Бибилов о годовщине гибели главы ДНР: в Южной Осетии прониклись неподдельной симпатией к Захарченко
– Вы, будучи главой государства, общались с многими коллегами, многими президентами, но именно с Александром Захарченко стали наиболее близки. Что вас сблизило, помимо общего пути к свободе и независимости?
– Если говорить о политической близости, мы всегда приходили к единому мнению, что все события, которые происходили в Южной Осетии, Абхазии, Донецке, Луганске, были с одного лекала. Мы осознавали, что все эти сценарии готовили в одном месте – Вашингтоне, кураторе и грузинского, и украинского режимов, которые просто "легли" под Америку, или даже под деньги, за которые их покупали. Одинаковое восприятие истории наших народов и было той политической составляющей, которая нас объединяла.
Если говорить о человеческой составляющей – это, без сомнения, воздушно-десантные войска. И Александр Владимирович, и я к этим легендарным войскам имели отношение. И это было очень серьезной основой того, что мы друг друга очень хорошо понимали и дружили, основной наших крепких мужских отношений.
– Александра Владимировича не стало четыре года назад. Как вы узнали об этом трагическом событии и что в этот момент почувствовали?
– Если вы помните, то Александр Владимирович как раз был у нас в гостях на десятилетие признания Южной Осетии. Остался и 27 августа, мы поехали в один из красивейших уголков в республике, на озеро в Квайса. Он сам приготовил свое любимое блюдо, которым угостил и нас, и всех гостей, которые там были.
28 августа он выехал в Донецк, и буквально через три дня произошел этот теракт. Я услышал об этом в Цхинвале, незадолго до этого мы с ним говорили, он собирался на следующий день вылететь в Москву на похороны Иосифа Кобзона. Но ему не удалось.
Первая информация была о том, что Захарченко ранен. Затем подтвердилось, что он погиб. Было очень тяжело и больно. Даже тем, кто его и в лицо не знал.
Премьер-министр ДНР Александр Захарченко на встрече с жителями города Новоазовска Донецкой области - Sputnik Южная Осетия, 1920, 03.09.2018
Александр Захарченко: человек, который все время ходил по острию ножа
– Вы сказали, что сейчас находитесь в Донецке. Какие мероприятия там проходят в память об Александре Захарченко?
– Здесь проводить какие-то мероприятия очень опасно. Потому что идут постоянные обстрелы Донецка со стороны ВСУ. Руководство республики не рискнуло бы – и это правильно – проводить больших мероприятий в память об Александре Владимировиче.
Даже когда мы хотели посетить кладбище, нам говорили, что украинцы знают о том, что сегодня день его смерти, и вполне возможно, что могут быть провокации.
Конечно, нужно проводить памятные мероприятия, но подвергать опасности жизни людей руководство республики не имело права.
А так, мы посетили кладбище, в том числе и глава ДНР Денис Пушилин. Все почести, которые можно было оказать Александру Владимировичу в нынешней ситуации, ему были оказаны.
Лента новостей
0