"За столом переговоров шли настоящие баталии": Кочиев о 30-летии Сочинских соглашений

© Sputnik / Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкСтанислав Кочиев
Станислав Кочиев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.06.2022
Подписаться
Диана Козаева, Sputnik
Тридцать лет назад в Сочи было подписано соглашение о принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. Этот документ положил конец одному из самых кровопролитных периодов в истории грузинской агрессии. Спустя почти месяц в Южную Осетию ввели ограниченный контингент российских миротворческих сил, они пришли на неделю позже, чем договорились стороны. Один из участников тех судьбоносных переговоров Станислав Кочиев признается, что эта неделя стоила республике слишком дорого – десятки погибших и раненых.
Подписи под соглашением поставили бывший президент России Борис Ельцин и глава Грузии Эдуард Шеварднадзе. Стороны договорились о прекращении огня в зоне конфликта, создании Смешанной контрольной комиссии и Смешанных сил по поддержанию мира.
"Я помню, когда нам позвонили из Москвы и сказали, что они организуют первую встречу, посредниками на которой выступает Россия и Северная Осетия. Парламент выделил трех людей – меня, Тореза Кулумбегова и Леонида Тибилова. Но Леонид Харитонович попал в аварию и не смог поехать с нами", – вспоминает Кочиев.
Переговоры проходили в Сочи на даче у тогдашнего спикера Верховного совета России Руслана Хазбулатова. В них принимали участие Борис Ельцин, вице-президент Александр Руцкой, глава МИД Андрей Козырев, президент Грузии Эдуард Шеварднадзе и министр обороны Тенгиз Китовани.
Миротворческие силы в Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.07.2021
Хранители мира: архивные фото военнослужащих ССПМ в Южной Осетии
Станислав Кочиев признается, что переговоры шли очень тяжело. Позже к членам югоосетинской делегации присоединились бывший глава правительства Южной Осетии Олег Тезиев, его заместитель Валерий Хубулов и спикер парламента Алан Чочиев, прилетевшие из Москвы.
"За столом переговоров шли настоящие баталии. Грузины стояли на своем, мы на своем. По всем вопросам буквально. Было впечатление, что Ельцин хочет отмахнуться от нас и быстрее закончить переговоры. Он не мог нас продать и предать в открытую, весь мир тогда узнал, что Россия поддерживает Южную Осетию. О Козыреве ничего, кроме плохого, не могу сказать. Он с самого начала продался и выступал на стороне наших противников. Его за столом переговоров несколько раз Руцкой с Хазбулатовым заткнули. Извините за выражение, но это было так", – рассказал политик.
На той встрече стороны договорились о прекращении огня, вводе миротворцев, которые должны были войти в республику 7 июля. Все это держалось в секрете. Александр Руцкой пообещал, что в Южную Осетию введут не менее двух тысяч человек. Однако после звонка Шеварднадзе Ельцину, президент России отменил этот указ, а миротворцы в Цхинвал вошли только 14 июля в ограниченном контингенте – 350 человек.
"И эта неделя стоила нам 91 человек раненых и 32 убитых. В эти дни Южную Осетию обстреливали так, будто грузины хотели наверстать упущенное. Эта неделя стоила нам очень дорого", – отметил Кочиев.
Он напомнил, что за неделю до ввода миротворцев были сожжены целые села – Коркула и Тлиакана, в поселке Знаур при обстреле детского сада погиб маленький мальчик.

"Мы все фиксировали и в день три раза посылали информацию в Северную Осетию и Россию. И наши друзья-журналисты распространяли ее по всему миру. Тогда информационную войну мы выиграли, и в этом признавался сам Шеварднадзе. Это было нашим достижением", – отметил политик.

После подписания Сочинских соглашений была создана Смешанная контрольная комиссия, которой предстояло осуществлять контроль за прекращением огня, выводом вооруженных сил, роспуском сил самообороны и обеспечением безопасности в зоне соприкосновения.
"Было очень тяжело, но мы, слава богу, сохранились, защитили себя, однако ценой очень больших жертв", – добавил Кочиев.
Лента новостей
0