Как ЕСПЧ, но без политики: омбудсмен Южной Осетии о новом институте в рамках ШОС
17:01 24.03.2022 (обновлено: 17:24 24.03.2022)
© Sputnik / Перейти в фотобанкФлаг Шанхайской организации сотрудничества и флаги стран участниц ШОС в Астане
© Sputnik
/ Подписаться
ЦХИНВАЛ, 24 мар – Sputnik. Уполномоченный президента Южной Осетии по правам человека Инал Тасоев считает, что принятие Конвенции Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) по правам человека с перспективой создания наднационального органа станет для граждан Южной Осетии еще одним средством защиты своих прав, наподобие Европейского суда по правам человека.
В середине марта Россия заявила о выходе из Совета Европы. На этой неделе российский омбудсмен Татьяна Москалькова заявила о необходимости подготовить и принять Конвенцию ШОС по правам человека с перспективой создания наднационального органа. Москалькова рассказала о "работе по созданию нового интеграционного объединения, которое включит омбудсменов ДНР, ЛНР, Абхазии и Южной Осетии".
"Это на самом деле важное заявление и важное предложение. В силу ряда последних событий, в мире складываются и уже сложились новые реалии, новый миропорядок, который приведет к созданию новых объединений и развитию сотрудничества, в том числе в сфере прав человека, и с участием Южной Осетии, Абхазии, ДНР и ЛНР. Поэтому принятие конвенции ШОС по правам человека, тем более создание наднационального органа, схожего, наверное, с ЕСПЧ, но не политизированного – это необходимость сегодняшнего дня", – сказал югоосетинский омбудсмен.
Тасоев уверен, что решения этого органа, безусловно, будут весомыми, но понадобится время на то, чтобы новый институт укрепил свои позиции и устоялся.
Он обратил внимание, что численность населения стран, входящих в ШОС, около трех с половиной миллиардов человек. То есть, это половина населения планеты.
"Безусловно, если этот суд будет создан, понадобится время, чтобы этот новый институт устоялся, завоевал уважение, занял место в мире. Но опять же, если у участников ШОС будет такое желание, это все не будет проблемой", – считает он.
Тасоев отметил, что если Южная Осетия будет включена в это интеграционное объединение, у граждан республики появится еще одно средство защиты своих прав, наподобие ЕСПЧ.
"Если же говорить о признании геноцида осетин, нужно будет исходить из фикций и полномочий, которыми этот суд будет наделен. Пока об этом преждевременно говорить", – сказал омбудсмен.
Печальный опыт взаимодействия с ЕСПЧ
Тасоев напомнил, что одним из главных последствий выхода России из состава Совета Европы стала денонсация европейской конвенции по правам человека, и, как следствие, лишение возможности обращаться в ЕСПЧ, куда обращались граждане, считавшие, что государство нарушило их права, защищенные этой конвенцией. При этом неважно было, в каком именно процессе они были нарушены – уголовном, гражданском или административном. Главное, что был сам факт нарушения прав.
По словам омбудсмена, каждый год в ЕСПЧ обращалось примерно 10 - 12 тысяч граждан России. И хотя большинство этих жалоб не рассматривалось, примерно по 150 жалобам принимались постановления, в которых усматривалось нарушение Конвенции и выносились решения в пользу гражданина.
"Может быть, это не такое большое количество. Но, тем не менее, это был еще один институт защиты прав человека. То, что он был политизирован, это уже другой вопрос", – заметил он.
В ЕСПЧ после грузинской агрессии в августе 2008 года обратились более двух тысяч граждан Южной Осетии. Однако эти жалобы годами лежали без движения. И лишь в 2018 году первые заявления были рассмотрены.
"У нас действительно печальный опыт взаимодействия с ЕСПЧ. Жалобы наших граждан судом были признаны неприемлемыми без каких-либо на то оснований. Несмотря на доказательную базу, суд даже по существу не рассмотрел эти жалобы. После этого в 2019-2020 годах были рассмотрены и другие жалобы, и также были отвергнуты", – рассказал Тасоев.
На сегодняшний день, отметил он, в ЕСПЧ остается еще несколько сотен жалоб граждан Южной Осетии, но, к сожалению, рассчитывать на их объективное или нейтральное рассмотрение не приходится.
"ЕСПЧ давно уже превратился в политический инструмент давления запада на Россию и ее граждан. Потому что граждане Южной Осетии – это и граждане России. Они на этом основании и подавали свои жалобы", – подчеркнул Тасоев.
По мнению омбудсмена, выход России из Совета Европы не был спонтанным ходом, а хорошо продуманным решением. Он обратил внимание, что российская делегация в рамках ПАСЕ из года в год поднимала вопрос о правах человека на Донбассе и правах русских на Украине, но это все игнорировалось, не было объективного диалога, звучали лишь обвинения в адрес РФ, русофобские настроения.
Что касается других международных площадок для диалога, добавил Тасоев, то есть ООН, СНГ, БРИКС, ЕврАзЭС, где у России есть возможность доносить свою точку зрения и, главное – быть услышанным.