Почему актеру из Осетии Ацамазу Кочиеву нужно было сыграть Гамлета, "чтобы излечиться"

© Sputnik / Анна КабисоваМоноспектакль "Гамлет UNO"
Моноспектакль Гамлет UNO - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.02.2022
Подписаться
Во Владикавказе в арт-пространстве "Портал" прошел моноспектакль "Гамлет UNO", который был посвящен памяти заслуженного деятеля искусств РСО-Алания Чермену Кочиеву. О прошедшем спектакле с исполнителем главной роли Ацамазом Кочиевым поговорила корреспондент Sputnik Анна Кабисова.
Ацамаз Кочиев – основатель независимого театра "Квадрат", профессиональный актер, выпускник факультета искусств СОГУ. Играл главные роли в конном театре "Нарты" в спектаклях "Гамлет" (постановка Анатолия Дзиваева) и "Кавказская новелла" (постановка Анатолия Галаова).
В прошлом — главный оператор телеканала Ossetia.tv, оператор и фотограф телеканала LIFENEWS. Известен съемками на украинском майдане, в Крыму, Палестине и Южной Осетии в 2008 году.
Почему ты решил сделать из пьесы "Гамлет" моноспектакль? Так проще?
— В первых двух спектаклях, которые я поставил как режиссер в театре "Квадрат" (независимый экспериментальный театр, основанный Ацамазом Кочиевым – ред.), были задействованы непрофессиональные артисты. Очень трудно найти среди профессионалов энтузиастов, которые могут позволить себе работать бесплатно. Просуществовали на энтузиазме мы не долго, распались, не успев сыграть и десяток раз, а первый спектакль так вообще всего лишь один раз. Хотя готовились к нему три месяца, я потратил личные деньги на костюмы и декорации… В итоге я пришел к выводу, что надо найти такой материал, где будет мало действующих лиц, но и это не помогло – даже двух актеров мне не удалось найти. И тогда я решил реализовать идею, которая зрела у меня уже давно – сделать из "Гамлета" моноспектакль, и тогда я не буду зависеть от незаинтересованных артистов.
© Sputnik / Анна КабисоваМоноспектакль "Гамлет UNO"
Моноспектакль Гамлет UNO - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.02.2022
Моноспектакль "Гамлет UNO"
Получается, что моноспектакль возник как необходимость от безысходности?
— Да, но помимо этой необходимости была еще одна – все-таки доиграть, доделать то, что я начал в студенческие времена, когда в конном театре "Нарты" играл Гамлета под фонограмму, просто открывая рот. Я говорил вслух, но зритель слышал не мой голос, а записанный голос другого актера. Поэтому ощущение "несыгранности" у меня оставалось все эти годы и стало моим неким диагнозом. И чтобы излечиться, мне нужно было сыграть Гамлета до конца, полноценно. А дальше эта необходимость реализовалась и в том, что я задействовал самого себя и в других ролях. Я полностью сыграл весь спектакль сам.
Почему в конном театре тебе не позволили играть своим голосом?
— Такого посыла не было. Мне предложили играть роль Гамлета, когда репетиции уже шли полным ходом, так как актер, который должен был его играть, отказался, когда узнал, что будет играть под фонограмму. А у меня, на тот момент студента 4-го курса, не было желания отказываться, мне была интересна и такая работа. Но сейчас бы отказался.
© Sputnik / Анна КабисоваМоноспектакль "Гамлет UNO"
Моноспектакль Гамлет UNO - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.02.2022
Моноспектакль "Гамлет UNO"
На каком этапе работы над постановкой возник Чермен Кочиев?
— С Черменом мы стали сотрудничать с самого начала создания театра "Квадрат", и когда я работал над первыми двумя спектаклями, он помогал мне, преподавая непрофессиональным артистам мастерство актера. Я давно знал Чермена, доверял ему как режиссеру, и мы еще в студенчестве говорили, что создадим вместе театр.
В постановке есть минимум декораций: тумбы, условные обозначения. Так случилось тоже из-за безысходности, или это режиссерский ход?
— Как-то мы прогуливались с Черменом по улице Кирова, и возле магазина свадебных нарядов стоял женский манекен. Проходя мимо, я провел рукой по ее формам и сказал: "Чермен, на сцене должны стоять манекены, мы их нарядим в костюмы персонажей и они будут работать вместо актеров". Он сказал, что это неплохая идея, но ее надо еще обдумать. А позже эта идея переродилась у него в постаменты, которые он называл аллеей славы, потому что тумбы выглядят и как могильные плиты, и как постаменты для памятников. Так нарисовалась сценография.
© Sputnik / Анна КабисоваМоноспектакль "Гамлет UNO"
Моноспектакль Гамлет UNO - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.02.2022
Моноспектакль "Гамлет UNO"
Почему тебе важно, чтобы Гамлет звучал на осетинском языке?
— Круто же вывозить спектакль за пределы республики, где он звучит на языке, который признан ЮНЕСКО вымирающим? Такие проекты являются, в том числе, и маркетинговым ходом в деле сохранения языка и национальных культур. У нас в стране на русском языке играют сотни спектаклей, а на осетинском и национальных языках других республик несравнимо меньше. На фестивале в Перми (VII Международный фестиваль-конкурс моноспектаклей "МОНОfest – 2020") мы заняли второе место, в том числе и потому, что он звучит на осетинском языке.
Чей образ тебе было сложнее и интереснее воплотить?
— Сложнее всего было работать над Полонием. Но мне, как исполнителю роли Гамлета, бывает завистно и обидно, и я чувствую себя Сальери, когда Полонию в конце спектакля аплодируют больше. С одной стороны, как исполнитель роли Полония, я должен быть рад этому, но во мне начинает говорить гордыня исполнителя роли Гамлета. И в этот момент у меня внутри начинается раздвоение личности: между Гамлетом и Полонием. Они спорят, Гамлет говорит: "Да как ты смеешь, ты же второстепенный герой!", а Полоний отвечает: "Смею, потому что заслужил это".
© Sputnik / Анна КабисоваМоноспектакль "Гамлет UNO"
Моноспектакль Гамлет UNO - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.02.2022
Моноспектакль "Гамлет UNO"
Что ты чувствуешь после того, как отыграешь спектакль – опустошение, или наполнение?
— Этот спектакль был для меня особенным, так как я посвятил его памяти Чермена Кочиева. В этот вечер я был наполнен и играл с еще большей отдачей, я выложился даже не на сто, а на двести процентов. И в конце спектакля, когда включили видео с интервью Чермена, где он говорит, что если он не ставит, то не живет, я думал, что не сдержу слез. Но я был настолько выхолощен, что только на следующий день ко мне вернулась энергия. После спектакля я поехал в кафе и съел свою любимую французскую булку синабон с чаем и поехал домой спать. Теперь я заведу себе такую традицию: после трудных спектаклей есть булку.
На видео Чермен Кочиев говорил о том, что терпеливо ждет, когда ему дадут ставить спектакли. Он так и не дождался?
— Собака лает, караван идет. Это такие жернова, с которыми бороться так же бессмысленно, как Дон Кихоту с ветряными мельницами. В его смерти я никого обвинять не хочу, но тем, от кого зависело, что он не состоялся при жизни, я скажу традиционно и мягко – Бог им судья.
© Sputnik / Анна КабисоваМоноспектакль "Гамлет UNO"
Моноспектакль Гамлет UNO - Sputnik Южная Осетия
1/3
Моноспектакль "Гамлет UNO"
© Sputnik / Анна КабисоваМоноспектакль "Гамлет UNO"
Моноспектакль Гамлет UNO - Sputnik Южная Осетия
2/3
Моноспектакль "Гамлет UNO"
© Sputnik / Анна КабисоваМоноспектакль "Гамлет UNO"
Моноспектакль Гамлет UNO - Sputnik Южная Осетия
3/3
Моноспектакль "Гамлет UNO"
1/3
Моноспектакль "Гамлет UNO"
2/3
Моноспектакль "Гамлет UNO"
3/3
Моноспектакль "Гамлет UNO"
Лента новостей
0