Стереотипы 90-х про кавказцев, или Как я пыталась снять квартиру в Москве

© Sputnik / Михаил ВоскресенскийЖилой массив в Москве
Жилой массив в Москве - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.12.2021
Подписаться
Столица России на сегодняшний день является одним из самых развитых во всех отношениях мегаполисов мира. Однако сознание многих жителей "застряло" в 90-х годах. Кто-то помнит сам, кто-то по рассказам: это была сложная, "смутная" пора, время перемен в России. И именно в тот период СМИ сформировали отрицательный образ выходцев с Кавказа. Именно тогда появился термин "лица кавказской национальности", хотя, как известно, такой национальности нет.
Когда журналисты рассказывали о преступниках, они непременно акцентировали внимание на их национальности и подчеркивали, что преступник с Кавказа. Если преступник был русским или другой национальности, речи о его происхождении не было.
Не говорили и о национальности кавказцев, которые зарекомендовали себя с хорошей стороны. Если рассказывали о великом ученом, враче, композиторе или художнике, то, что он родом с Кавказа, опускалось. А среднестатистический москвич не разбирается в этнических тонкостях и не может по фамилии определять национальность. Очень много похожих созвучных фамилий у разных народов. Поэтому когда в СМИ рассказывали о выдающемся кавказце, читатели, зрители и слушатели понятия не имели, кто он по национальности. Но когда рассказывали о преступнике, то обязательно подчеркивалось, что он "кавказской национальности". Жители Москвы стали опасаться, даже бояться людей с Кавказа. Я думала, это все кануло в Лету, но, как показала практика, нет…
Денежная купюра  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 30.01.2020
Почему в Осетии любят говорить о чужих деньгах и не очень - о своих
Мне надо было снять квартиру в Москве. Начала просматривать объявления на самом популярном сайте недвижимости. И что я увидела?! Практически в каждом объявлении написано: рассмотрим людей славянской национальности. Начала звонить. Так как у меня московский акцент, то иногда меня не спрашивали, какой я национальности и откуда приехала. Спрашивали, для кого я ищу квартиру. Когда отвечала, что для себя, то моя кандидатура не вызывала никаких подозрений. Имя – Ольга, иногороднего акцента нет, все ок. Но в большинстве случаев все-таки уточняли: "А вы русская, да?", "А кто вы по национальности?" , "А откуда вы приехали?", "Где вы прописаны?".
Так как мне реально и срочно надо было снять квартиру, больше всего мне нравился вопрос, где я прописана. А прописана я в Москве. Не вызывал у меня ступора и вопрос, откуда я приехала. Я без зазрения совести отвечала: "Практически всю сознательную жизнь живу здесь, в Москве". Но когда задавали вопрос в лоб: "Кто вы по национальности?", то вначале терялась и, так как не привыкла врать, начинала юлить и делать акцент на том, что я живу в Москве и так далее. Но редко, когда это срабатывало. А когда отвечала, что я осетинка, мне либо сразу отказывали, либо говорили, что перезвонят, и не перезванивали.
Пришлось выкручиваться. Придумала себе легенду: я украинка. Но, понимая, что придется заключать договор, и моя фамилия вызовет кучу вопросов, легенда была такая: я украинка. Если точнее – наполовину украинка, наполовину осетинка. Фамилия у меня отца, но воспитывала меня мать-украинка, поэтому я считаю себя украинкой. Несколько репетиций и я вошла в новый образ. Дела пошли гораздо лучше. Если раньше мне даже не перезванивали, то тут почти каждый перезванивал и приглашал посмотреть квартиру.
Собеседование в офисе - Sputnik Южная Осетия, 1920, 22.09.2021
Хионизм, или Как устроиться на работу в Южной Осетии
На встречу шла собрав волосы, чтобы не бросался в глаза черный цвет моей шевелюры. Но на встрече вопросов о национальности, как ни странно, не возникало. И если в начале моих поисков выбирали меня (агенты по требованиям собственников жилья), то как только у меня появилась легенда о моем происхождении, выбирать уже начала я.
Многие квартиры были в таком состоянии, что я не согласилась бы там жить даже за бесплатно. А хозяева, мало того, что требовали огромные суммы, так еще и настоящий кастинг устраивали, главным пунктом которого была национальность.
Помимо всего прочего, спрашивали еще, сколько человек будет проживать в квартире: чем меньше, тем лучше. А детей и животных большинство сдающих свои квартиры вообще не согласны были впускать в свое жилье. Грустно, что в объявлении это требование звучало таким образом, будто бы дети и животные – это практически одно и то же. То есть их перечисляли через запятую. Как если бы написали: "Без собак и попугаев" или "Без собак и кошек". Формулировка звучала так: "Строго без детей и животных". Понятно, что написано так было для краткости, но, тем не менее, как-то не по-человечески это звучит. Кстати, еще интересовались агенты: где и кем я работаю. Некоторым собственникам жилья вообще нужна была чуть ли не подробная биография.
Цхинвал - Sputnik Южная Осетия, 1920, 13.07.2021
Не говорить по-осетински: модно или стыдно?
В итоге выбрала я квартиру. Пришла заключать контракт. До этого момента встреча была только с агентом. А подписывать договор надо было, естественно, с хозяином квартиры. И вот направляемся мы с агентом в квартиру, и специалист по недвижимости мне заявляет: "Я хотел вас предупредить, что собственник не славянской национальности". Я в замешательстве: почему же тогда он хотел жильцов славянской национальности и почему мне об этом сообщают сейчас, если меня саму сразу же спросили о моей национальности?! Ну тут и я призналась, что тоже вовсе не славянской принадлежности.
Подписываем договор, агент делает опись имущества. И тут я обнаружила, что агент назвал в документе карнизы гардинами. Я ему тактично намекаю, что это приспособление называется карнизом. А агент мне говорит: "Сказал нерусский человек русскому". На что я ответила: "Ну да, нерусский человек, который русский язык знает лучше русского человека". Может, нескромно, но правда. Но наш агент, если и засомневался в своих знаниях, то не подал виду. Так и остались в приложении к договору карнизы гардинами. Вот такая история русских и нерусских в сегодняшней Москве.
Лента новостей
0