https://sputnik-ossetia.ru/20210920/Rozhdestvo-Bogoroditsy-v-2021-godu-istoriya-i-traditsii-12829224.html
Рождество Богородицы в 2021 году: история и традиции
Рождество Богородицы в 2021 году: история и традиции
Sputnik Южная Осетия
21 сентября (8 сентября по старому стилю) православная церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы 20.09.2021, Sputnik Южная Осетия
2021-09-20T20:17+0300
2021-09-20T20:17+0300
2021-09-20T14:41+0300
справки
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e4/09/14/11174895_0:616:1125:1249_1920x0_80_0_0_1eb08d14e61a438752c9341c30f3c1b7.jpg
Рождество Божией Матери является первым двунадесятым - одним из 12 важнейших, помимо Пасхи - праздником церковного года, который начинается 14 сентября (1 сентября по старому стилю). На Руси этот день называли Вторая Пречистая и Осенины, он фактически совпадал с осенним равноденствием, завершал бабье лето и знаменовал окончательное наступление осени.История праздникаО событии рождения Девы Марии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века "Протоевангелие Иакова".Согласно существующему преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме.В Русской православной церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский, о том, что родители Девы Марии жили в Назарете (ныне город в Израиле), где она и родилась. Иоаким происходил из рода царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала позже матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.Супруги были бездетны и достигли преклонных лет, но Иоаким и Анна не теряли надежды, твердо веря, что Богу все возможно. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить дитя, которое им пошлет Господь, для служения в храме. Бездетность считалась в еврейском народе наказанием Божиим за грехи. Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву жертву Господу, первосвященник отклонил дары и сказал: "Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а, следовательно, и благословения Божия".Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там молился Богу о даровании дитя.Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей бездетности, сокрушаясь, стала еще усерднее молиться Богу, чтобы он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей ангел и сказал: "Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради нее благословятся все роды земные. Нареки ее Мария".Ангел явился и праведному Иоакиму, сказав ему: "Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену". Иоаким немедленно отравился в Иерусалим.Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им. По прошествии положенного срока беременности, праведная Анна родила дочь, которую назвала Марией, что в переводе с еврейского означает "госпожа и надежда".Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только в V веке. Первые упоминания о нем содержатся у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. В VII-VIII веках в греческой церкви праздник отмечался с большой торжественностью. Святой Андрей Критский составил на него два слова и канон.Отцы церкви видели смысл праздника Рождества Пресвятой Богородицы в том, что в мире явилось последнее звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, грешников и святых, которые на протяжении всей человеческой истории боролись за чистоту и веру, за то, чтобы на первом месте в жизни был Бог - боролись, прежде всего, с самими собой. И постепенно, из столетия в столетие, подготовили появление той, которая, родившись, как всякий младенец, в мир, где перемешаны добро и зло, грех и святость, с самого начала изберет добро и будет жить в чистоте и, по словам митрополита Антония Сурожского, "во всецелой верности своему человеческому величию".Вторая Пречистая и ОсениныНа Руси праздник называли Вторая Пречистая (Первая Пречистая — это Успение Богородицы, отмечаемое в конце августа) и Осенины. Считается, что на Вторую Пречистую заканчивается бабье лето и наступает настоящая осень. Праздник был посвящен женщинам и считался бабьим днем.В этот день на Руси устраивали большие застолья, чествуя Богородицу и землю-кормилицу. Запрещалось работать, а во время застолий главенствовали женщины. Девушки в этот день гадали на суженого, также на Вторую Пречистую было принято поздравлять и одаривать новобрачных.Считалось, что погода, установившаяся на Вторую Пречистую, продержится месяц. Согласно приметам, в этот день последние ласточки улетают на юг.В это время начинали солить и квасить позднюю капусту. На Руси говорили: "Божья Матерь капустные головки складывает".Рождество Богородицы иногда называли Луков день (время уборки позднего лука) и Пасиков день (время убирать ульи в теплое место).Что нельзя делать 21 сентябряПомимо запрета на работу, как это принято в большой церковный праздник, были специальные "женские" и "мужские" запреты.Женщинам запрещалось рукодельничать, чтобы не "опутать" нитками Богородицу. Мужчинам запрещалось перечить женщинам, особенно строго запрещалось их обижать. День считался бабьим, и за женские слезы Богородица могла наслать на обидчика большие беды.Кроме того, строжайше запрещалось сквернословить, поскольку Богоматерь строго, вплоть до немоты, карала тех, кто не следил за языком.
https://sputnik-ossetia.ru/20210913/Pravoslavnye-otmechayut-14-sentyabrya-den-ikony-Bozhiey-Materi-Vseblazhennaya-12796727.html
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e4/09/14/11174895_0:510:1125:1354_1920x0_80_0_0_e8ad82484f44537955adcec44e273733.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
справки
Рождество Богородицы в 2021 году: история и традиции
21 сентября (8 сентября по старому стилю) православная церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Божией Матери является первым двунадесятым - одним из 12 важнейших, помимо Пасхи - праздником церковного года, который начинается 14 сентября (1 сентября по старому стилю). На Руси этот день называли Вторая Пречистая и Осенины, он фактически совпадал с осенним равноденствием, завершал бабье лето и знаменовал окончательное наступление осени.
О событии рождения Девы Марии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века "Протоевангелие Иакова".
Согласно существующему преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме.
В Русской православной церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский, о том, что родители Девы Марии жили в Назарете (ныне город в Израиле), где она и родилась. Иоаким происходил из рода царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала позже матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.
Супруги были бездетны и достигли преклонных лет, но Иоаким и Анна не теряли надежды, твердо веря, что Богу все возможно. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить дитя, которое им пошлет Господь, для служения в храме. Бездетность считалась в еврейском народе наказанием Божиим за грехи. Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.
Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву жертву Господу, первосвященник отклонил дары и сказал: "Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а, следовательно, и благословения Божия".
Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там молился Богу о даровании дитя.
Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей бездетности, сокрушаясь, стала еще усерднее молиться Богу, чтобы он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей ангел и сказал: "Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради нее благословятся все роды земные. Нареки ее Мария".
Ангел явился и праведному Иоакиму, сказав ему: "Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену". Иоаким немедленно отравился в Иерусалим.
Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им. По прошествии положенного срока беременности, праведная Анна родила дочь, которую назвала Марией, что в переводе с еврейского означает "госпожа и надежда".
Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только в V веке. Первые упоминания о нем содержатся у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. В VII-VIII веках в греческой церкви праздник отмечался с большой торжественностью. Святой Андрей Критский составил на него два слова и канон.
Отцы церкви видели смысл праздника Рождества Пресвятой Богородицы в том, что в мире явилось последнее звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, грешников и святых, которые на протяжении всей человеческой истории боролись за чистоту и веру, за то, чтобы на первом месте в жизни был Бог - боролись, прежде всего, с самими собой. И постепенно, из столетия в столетие, подготовили появление той, которая, родившись, как всякий младенец, в мир, где перемешаны добро и зло, грех и святость, с самого начала изберет добро и будет жить в чистоте и, по словам митрополита Антония Сурожского, "во всецелой верности своему человеческому величию".
Вторая Пречистая и Осенины
На Руси праздник называли Вторая Пречистая (Первая Пречистая — это Успение Богородицы, отмечаемое в конце августа) и Осенины. Считается, что на Вторую Пречистую заканчивается бабье лето и наступает настоящая осень. Праздник был посвящен женщинам и считался бабьим днем.
В этот день на Руси устраивали большие застолья, чествуя Богородицу и землю-кормилицу. Запрещалось работать, а во время застолий главенствовали женщины. Девушки в этот день гадали на суженого, также на Вторую Пречистую было принято поздравлять и одаривать новобрачных.
Считалось, что погода, установившаяся на Вторую Пречистую, продержится месяц. Согласно приметам, в этот день последние ласточки улетают на юг.
В это время начинали солить и квасить позднюю капусту. На Руси говорили: "Божья Матерь капустные головки складывает".
Рождество Богородицы иногда называли Луков день (время уборки позднего лука) и Пасиков день (время убирать ульи в теплое место).
Что нельзя делать 21 сентября
Помимо запрета на работу, как это принято в большой церковный праздник, были специальные "женские" и "мужские" запреты.
Женщинам запрещалось рукодельничать, чтобы не "опутать" нитками Богородицу. Мужчинам запрещалось перечить женщинам, особенно строго запрещалось их обижать. День считался бабьим, и за женские слезы Богородица могла наслать на обидчика большие беды.
Кроме того, строжайше запрещалось сквернословить, поскольку Богоматерь строго, вплоть до немоты, карала тех, кто не следил за языком.