Русская православная церковь 14 августа чтит три святыни: Животворящий Крест Господень, образ Спасителя и икону Владимирской Божией Матери, а также ветхозаветных мучеников Маккавеев, в честь которых Спас иногда по созвучию называют Маковым.
"Водные" названия праздника связаны с церковной традицией совершения в этот день малого освящения воды.
История праздника
Если заглянуть в церковный календарь, то там нет такого праздника - Медовый спас. Строго говоря, в этот день православные отмечают Происхождение честных древ Животворящего Креста.
Примерно в IX веке в Константинополе сложился обычай: каждый год 14 августа выносить из царской сокровищницы часть Креста Господня и проходить с ним по улицам византийской столицы. Затем реликвию выставляли для всеобщего поклонения в соборе Святой Софии. Отсюда и второе название праздника - Изнесение честных древ Животворящего Креста.
Долгое время его отмечали только в Константинополе. Однако со временем он утвердился во всех православных церквах. В том числе и Русской.
Но на Руси с XII века в этот день совершалось также Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Считается, что это торжество установил князь Андрей Боголюбский после победы над булгарами в 1164 году.
По сложившейся в Византии традиции 14 августа совершался молебен с освящением воды. Когда праздник окончательно прижился на Руси примерно в XIV веке, то в некоторых регионах на водосвятие стали приносить только что собранный мед, чтоб благословить его. С тех пор пошел обычай святить мед - весьма популярный и в современной России.
Непереходящая дата
Медовый Спас ежегодно отмечается в один и тот же день - 14 августа. Именно с этого праздника начинается двухнедельный Успенский пост, приуроченный к одной из главных дат календаря - Успению Пресвятой Богородицы.
Сам пост довольно строгий: у него такой же устав, как у Великого. Верующие должны полностью воздерживаться от пищи животного происхождения.
Однако суровость говения компенсируется тем, что на август приходится сбор нового урожая. И постящимся можно есть свежие овощи, фрукты и, конечно же, мед.
Традиции и приметы
Начиная с Медового Спаса разрешалось есть освященные плоды нового урожая, а также свежий мед, который также предварительно освящали в храме.
Мед считается главным символом праздника: на Руси его в этот день ели во всех видах - с чаем, с маком, в постной выпечке.
Согласно традиции, на Медовый Спас последний раз в сезоне окунались в открытые водоемы (это считалось защитой от болезней и сглаза) и приводили в порядок колодцы.
На Руси в этот день девушки гадали на суженого, в ходу были и различные привороты. Например, считалось, что девушка, умелая по части выпечки, своими лакомствами с использованием меда и мака может приворожить понравившегося парня.
Девушки гадали и на медовых пряниках: самая умелая кулинарка считалась первой претенденткой на замужество. Приговор, чье лакомство самое красивое и вкусное, выносили наиболее уважаемые хозяйки.
Что нельзя делать
На Руси в этот день нельзя было есть скоромную пищу (мясную, молочную, а также яйца) и даже рыбу. Разрешалась только горячая постная пища с растительным маслом.
По народной традиции в праздник запрещалось есть неосвященные плоды и мед. На Руси до 19 августа (до Яблочного Спаса) старались не употреблять в пищу яблоки нового урожая, хотя другие плоды (естественно, освященные) есть было можно.
При этом есть поверье, что на Медовый Спас отпускаются все "бабьи грехи", совершенные за год, поэтому женщины довольно часто нарушали запреты.
Также на Медовый Спас, как и в любой церковный праздник, запрещены ссоры, споры, сквернословие, под запретом дурные поступки и нечистые помыслы. На Руси строго осуждали скупердяев, которые жадничали в Медовый Спас, в этот день было принято особенно щедро одаривать нищих.
Другие праздники дня
В первый день Успенского поста, православная церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Праздник Происхождения честных древ Креста Господня был установлен в Константинополе с IX в., где существовал обычай выносить честное древо Креста Господня на площади, улицы, дороги для освящения этих мест, чтобы предупредить эпидемии, которые были частыми в жарком месяце августе.
В XII-XIII вв. этот праздник утвердился во всех Поместных Церквях, но в Русской церкви службы Животворящему Кресту Господню появляются лишь в конце XIV - начале XV вв. с введением Иерусалимского устава.
По традиции в этот день на Руси совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды, отсюда народное название праздника "Спас на воде", или "Мокрый Спас". После водосвятия принято было купаться: "На Спаса купаться – незамоленные грехи простятся". Кроме людей, ниже по течению купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку для того, чтобы защитить животных от заразных болезней.
В этот же день, 14 августа, Церковь вспоминает семь мучеников Маккавейских, живших еще в ветхозаветные времена. В народном сознании имя Маккавей со временем стало ассоциироваться с маком, который созревал как раз к этому времени. Отсюда и еще один обычай, распространенный преимущественно в южных регионах России и на Украине, - освящать мак.