Элина Габараева, Sputnik
Летом 2008 года семья Губиевых из Цхинвала отметила новоселье. Они достроили дом, небольшой, но аккуратный, уютный, с камином и маленькой лестницей на второй этаж. Радоваться новому жилью пришлось недолго. Прямым попаданием из "Града" дом был разрушен за считанные минуты.
Грузинские войска в ночь с 7 на 8 августа вторглись в Южную Осетию, разрушили часть Цхинвала и близлежащие населенные пункты. Боевые действия привели к многочисленным жертвам среди мирного населения, а также среди ополченцев и российских миротворцев. После этого Россия вмешалась в конфликт и провела операцию по принуждению Грузии к миру, а позже признала независимость республики.
Сослан Губиев и Римма Кулумбегова всю жизнь живут в Южной Осетии. Сослан – бывший милиционер, Римма по профессии технолог. Сегодня они занимаются предпринимательством.
С начала 90-х годов республика постоянно подвергалась масштабным вооруженным нападениям грузинских вооруженных формирований, между которыми были нескончаемые обстрелы населенных пунктов и провокации против населения Южной Осетии. Муж Риммы, как и многие жители республики, вступил в ряды народного ополчения. Сослан служил в пятом батальоне.
В ночь с 7 на 8 августа он нес службу в селе Прис Цхинвальского района, а Римма с детьми была дома одна. Во время непрекращающихся обстрелов женщина с детьми была вынуждена спуститься в подвал, чтобы спрятаться от снарядов и пуль.
Пару часов спустя дом был обстрелян установками залпового огня "Град".
"Половину второго этажа снесло, но тогда мы этого не знали, сидели в подвале. Дом загорелся, от дыма и гари нечем стало дышать. Вся жизнь моя пронеслась перед глазами. Старшему сыну было четырнадцать, мы приподняли дверцу подвала, и он смог достать до телефона", - вспоминает Римма Сергеевна.
Им удалось позвонить и попросить о помощи.
"Младший сын все время плакал, я пыталась его успокоить, прижимала к себе, но плач не стихал. У среднего сына было непонятное состояние - он просто не реагировал на нас. Сказать, что я боялась – ничего не сказать, все думала, что мы останемся в подвале и сгорим заживо, или вот-вот придут грузины. Даже не знаю, какая мысль вызывала больше ужаса", - вспоминает она.
Сослан не смог покинуть пост, но послал друзей проверить свою семью. Когда в дом прибыла группа ополченцев, в помещении нечем было дышать. Римма вспоминает, как их пес не хотел впускать никого в дом, и пока военные не выстрелили в воздух, он не отошел от входа в подвал.
Женщина рассказывает, что тогда, из-за шока, она не понимала, кто эти люди и зачем пришли, хотя всех их лично знала.
"Думала лишь о том, что не дам забрать детей", - добавила Кулумбегова.
К тому времени, как их вызволили из подвала, прибыли из Владикавказа родственники семьи, которые забрали детей в Северную Осетию. Сама же Римма осталась дома, от которого на тот момент остались руины.
Жертвами военной агрессии против Южной Осетии в 2008 году стали тысячи погибших и раненых мирных жителей, югоосетинских и российских миротворцев и военных, столица республики превратилась в руины.
После окончания военных действий и признания республики Россией, в столице Южной Осетии приступили к восстановлению разрушенных строений, которое продолжается до сих пор. Однако дом Риммы и Сослана остается разрушенным так же, как и в августе 2008 года, а семья, пережившая ужасы войны, живет в многоквартирном корпусе в Цхинвале.