Фатима Плиева, Sputnik
Через четыре года после грузинской агрессии в августе 2008 года в Южной Осетии решили определить и обозначить границу с вражеским государством. Специальная комиссия по делимитации и демаркации государственной границы большинству жителей дала гарантию безопасности, а некоторым – постоянные проблемы.
Жителей села Зардиата в Цхинвальском районе Южной Осетии 2012 год сделал заложниками множества проблем. Те, кто занимался обозначением границы, поделили село на три части: одни жители теперь живут в Южной Осетии, другие – в Грузии, а третьи – между двух границ. Получилось так, что огород Тристана Бестаева оказался на территории Грузии.
О судьбе Тристана и его семьи Sputnik писал два года назад, за это время в жизни мужчины ничего не изменилось. Тристан и его супруга Людмила по-прежнему живут между границ двух стран. Они редко видятся со своими детьми.
Тристан показывает гостям свой осетинский паспорт и указывает рукой на свои владения, которые поменяли адрес с Южной Осетии на Грузию. Как и прежде, он рассказывает о своей жизни и проблемах через железную сетку, которой обозначена линия прохождения границы. Тристан и те, кто вместе с ним остался между двумя странами, больше года не могли посетить свои дома – во время пандемии коронавируса через границу не могла пролететь и птица. Семьи вернулись только весной.
"Мы не были в своих домах полтора года, наше имущество разбазарено. Поля поросли травой. Мы работали, вырастили урожай и теперь новая проблема – не можем его собрать и вывезти", - говорит жительница приграничной зоны Мзия Кисиева.
Проблемы с каждым годом становятся только острее. Главная из проблем сейчас для этих людей – продать свой урожай на базаре, но в месяц через границу можно пронести лишь 50 килограммов.
"Если в городе фрукты стоят 100 рублей, то мы продадим свои за 50 рублей. Но что такое для нас 50 килограммов? Мы тоннами собираем яблоки, малину, перец, и куда их потом девать? В день я собираю 25 ведер малины. Говорят, что мы сами покупаем их в Грузии, но пусть придут и увидят наши сады. Только перца мы высадили несколько гектаров. А винограда собираем не менее восьми тонн", - перечисляет Мзия свои богатства.
Жители села даже написали обращение в правительство с просьбой снять для них запрет, но пока не получили на него ответа.
Во время карантина Тристан жил во Владикавказе у своего сына, но североосетинский климат плохо влияет на их с супругой здоровье.
"Ни я, ни моя супруга не можем там долго находиться. Я люблю свой дом здесь. Мы кое-как справляемся с другими проблемами, но, если бы нам отменили этот запрет на провоз товаров, наши труды и урожай не были бы напрасными", - говорит он.
По судьбе мужчины можно смело изучать историю Осетии – ему несколько раз пришлось оставлять свой дом, бросать все имущество, а потом возвращаться обратно и начинать все заново. Он терял все, видел своими глазами, как грузины превратили в пепел соседнее село, но Тристан всю жизнь хотел и стремился только к миру и спокойствию.
"Много плохого произошло, но что теперь делать? Я хочу, чтобы был мир - и здесь, и во всем мире", - говорит он.
По его словам, грузинские пограничники тоже не всегда бывают настроены доброжелательно, поэтому ему приходится на тачке вывозить свой урожай через поля.
"Приходится пробираться по полям, урожай собираю в тачку, по дороге вязну в грязи, но другого выхода нет", - рассказывает Тристан.
Не в лучших условиях живет и его соседка Мзия. По ее словам, в селе Зардиата, искромсанном во время деления границ, проживало 45 осетинских и всего несколько грузинских семей. До того, как границу обозначили, Грузия обеспечивала природным газом приграничные села.
"После этого они газ дальше своего села Мерет не пропустили, Зардиата считали осетинской территорией, а потом выставили в нашем селе свой пост", - рассказала женщина.
У такой "приграничной" жизни есть еще одна проблема – сюда не ездит скорая медицинская помощь.
"Помощь понадобилась одному старику, но скорая не приехала. Его теперь и в живых уже нет, но сколько можно в таких условиях жить", - говорит Мзия.
Жителей Зардиата с жителями соседнего Хелчуа объединяет еще одна проблема – население обоих сел жалуется на отсутствие мобильной связи.
"Мы приобрели грузинские сим-карты, потому что сигнал местной связи ловится только в нескольких местах, да и то плохо", - говорит жительница села Хелчуа Фатима Валиева.
Она добавила, что за последнее время в селе произошло и много хорошего – там установили уличное освещение, на некоторых домах меняют крыши, появилась оросительная вода.
Здесь все еще живет довольно много людей, но по сравнению с советским временем многие давно повесили на своих домах замки. Жителей все еще удерживают в селе плодоносные сады и благодатные земли, а также близость к столице.