Залина Кулумбегова, Sputnik
В советское время в Южной Осетии активно пользовались телефонной справочной службой. Свою работу она начала сразу после создания автоматической телефонной станции (АТС). Любой желающий мог позвонить по номеру 09 и получить необходимую информацию, будь то адрес или номер интересующего его человека или какой-либо организации.
Немногие знают, но справочная служба по-прежнему существует и до нее можно дозвониться, набрав номер 109. Но есть одна особенность. По словам технического директора ГУП ТК "Электросвязь" Валерия Ванеева, операторы справочной смогут поделиться только номерами городских телефонов, а не мобильных.
"Мы можем давать номера стационарных телефонов организаций и учреждений, а их не так уж и много", - сказал он.
По словам Ванеева, чтобы давать личные номера, необходимо брать разрешение у каждого абонента, а люди, вполне естественно, относятся к этому отрицательно.
"Раньше люди были более доверительны, в отличие от нынешних времен, и сами предоставляли свои номера телефонной справочной службе", - сказал он.
Несмотря на то, что сегодня справочная служба не пользуется особой популярностью среди жителей республики, сюда все же поступают звонки, на которые отвечают два сотрудника.
"Раньше здесь работали 14 человек, по два оператора в одной смене. Работали мы с девяти часов утра, иногда приходилось оставаться до десяти вечера. Мы принимали звонки и консультировали абонентов. Бывало даже так, что входящие звонки поступали один за другим, и мы еле успевали отвечать. Сейчас такого нет", - рассказала оператор справочной службы Клара Наниева.
Работали операторы по телефонным справочникам, где были записаны номера домашних телефонов, учреждений, а также абонентов в райцентрах Дзау, Знаур и Ленингор. В то время абонентов насчитывалось около восьми тысяч, сейчас пользователей АТС по всей Южной Осетии не более 800, да и все они только в Цхинвале.
По словам генерального директора ГУП "Электросвязь" Алана Губиева, такое сокращение абонентов АТС связано с послевоенным восстановлением дорог с одновременной заменой подземных коммуникаций.
"У нас были свои подземные шахты с линиями связи, которые во время строительства дорог были уничтожены", - пояснил он.
По словам руководителя госпредприятия, пренебрежительное отношение строителей, их непрофессионализм нанес стационарной телефонной связи гораздо больший ущерб, чем боевые действия в августе 2008 года.
"Мы не раз озвучивали нашу проблему вышестоящему руководству, в том числе писали акты, но никаких изменений нет", - отметил он.
Многие жители города до сих пор с ностальгией вспоминают об удобстве справочной службы.
"Раньше я часто звонила в справочную службу и узнавала там номера чиновников. В работе такое часто практиковалось и было весьма удобно. Сейчас я часто вспоминаю те времена, но, к сожалению, стационарных телефонов практически не осталось, и вряд ли получится реанимировать эту службу", - сказала жительница Цхинвала Елена.
Тем не менее и сегодня, если набрать номер 109 и спросить в трубку "Алло, справочная?", на другом конце провода вам обязательно ответят.