Фатима Плиева, Sputnik
Село Цон в Южной Осетии не обделено ни вниманием людей, ни дарами природы: цонский сыр по праву считается одним из лучших, а на склонах села несколько лет назад открыли пока единственный в республике горнолыжный курорт. На пороге села находится озеро-призрак Эрцо, немалый интерес проявляют ученые к расположенным здесь же пещерам.
Кроме невероятной красоты этого места, озеро известно также тем, как оно меняется время от времени: то полностью осушается, то, наоборот, переливается за прибрежную пещеру.
"Уровень воды в озере определяют по тому, когда в пещере появляется вода. Затем она уходит. Говорят, что вода нашла себе путь после землетрясения", – говорит житель села Рафик (Гурген) Джуссоев.
Село четырех фамилий
Цон расположен на равнине. С дороги кажется, что село поделено на несколько кварталов. Издавна здесь живут представители четырех фамилий – Джиоевы, Хугаевы, Битиевы и Джуссоевы.
"Здесь осталась только одна семья Джуссоевых. Раньше мы жили в селе Замтарет, но после того как там сошла лавина, а затем произошли наводнения, мы перебрались в Цон и обосновались здесь", – рассказал Рафик.
Раньше село было больше, отдельно проживали Битиевы, Джиоевы и Хугаевы.
"По данным переписи 1953 года в Цоне проживало 220 семей", – говорит житель Николай Джиоев.
Издали все еще видно много домов, но лишь несколько из них жилые. Многие оставили родные места и в поисках лучшей жизни перебрались кто во Владикавказ, кто в город Квайса, а кто в Цхинвал.
Крыши больших деревянных домов обвалились или просели, сильный ветер пробил бреши в стенах и окнах. Занавески на окнах выгорели на солнце, и можно разглядеть домашнюю утварь.
С фотографий на стенах на гостей смотрят лица покойных жильцов. Их дети тоже давно покинули родное село, но обстановка в доме выглядит так, как будто хозяева ненадолго вышли и вот-вот вернутся обратно. О том, что здесь давно никого нет, говорят лишь большие железные замки на дверях.
"Что мне делать в городе? Когда в 2016 году умерла моя супруга, я оставил свой дом и переехал в Цхинвал. Но мое сердце здесь. Дети меня не отпускают, а я все равно тайком сюда приезжаю", – говорит Николай.
Домашний скот он уже не держит, только следит за садом и вспоминает о том, как раньше жилось в этом ущелье. По его словам, жизнь в горах никогда не была легкой, но эти места всегда были заселены.
"В 1997 году у нас выпал такой снег, что невозможно было выйти на улицу. Надо было расчистить дорогу, но как это сделать мы не знали. Высота снега была под семь метров, а дорогу к нам пробили только 12 мая", – вспоминает мужчина.
Цонский сыр
Цонский сыр стал известен задолго до того, как исполнитель Вадим Харебов спел песню "Цъойнаг цыхт бур у". Здесь во времена Советского Союза был один из самых больших молзаводов.
"В Цонский молзавод свою продукцию сдавали три фермы – две местные, третья из соседнего села. Ежедневно сюда привозили несколько тонн молока. Каждую неделю завод отсылал в цхинвальский "Маслопром" две тонны сыра, оттуда самый вкусный сыр отправляли в Тбилиси", – рассказал Николай.
Завод производил два вида сыра – голландский и советский.
Последнюю партию сыра, которая должна была отправиться в Грузию в начале 90-х прошлого века, отобрали местные отряды самообороны, и привезли на Театральную площадь.
"Тогда об этом много говорили. Люди приходили на площадь, чтобы на это посмотреть. Куда потом дели сыр, я не знаю", – говорит мужчина.
Несмотря на то, что цонский сыр один из самых дорогих, покупатели сами за ним приезжают в село.
Цонский склон по пояс в траве
Излюбленное место отдыхающих зимой – цонский склон – сейчас по пояс в траве, там пасется скот и даже табуны коней.
Рядом живет глава сельской администрации Мухар Битиев. Они с супругой одни из немногих, кто постоянно живет здесь.
Их дети живут в Цхинвале, Владикавказе и городе Квайса.
"Все готовы забрать нас к себе, но мы не соглашаемся отсюда уезжать", – говорит Мухар.
Жителям Цона хоть и докучает одиночество, но гости к ним наведываются нередко – зимой отдыхающие на горнолыжном курорте, а летом сюда приезжают на экскурсии в пещеры и к знаменитому озеру.
В этом уголке Осетии еще помнят традиции предков – каждый старается пригласить гостей в свой дом.