На показ собрались представители культурной и научной интеллигенции Северной Осетии, которые очень высоко оценили уровень фильма. Отзывы некоторых из них читайте в материале корреспондента Sputnik Анны Кабисовой.
Фильм "Дорога к себе" снят командой бюро культурных инициатив "Мост", он приурочен к 80-летию скульптора и был инициирован журналистом Аланом Касаевым.
Перед показом фильма к собравшимся обратился продюсер фильма, журналист Алан Касаев:
- На мой взгляд, за короткий срок команда создала шедевр. Идея фильма в каком-то смысле подарена самим Владимиром Соскиевым, когда он сказал, что привезет свои работы на родину отца – в село Ногкау (Ирафский район Северной Осетии – ред.). Его отец родился в Ногкау, оттуда ушел на фронт и больше не вернулся. Отец и сын никогда не видели друг друга, и эта выставка (выставка под открытым небом в селении Ногкау, которая прошла в октябре 2020 года – ред.) – такой творческий отчет сына перед отцом.
Я бы еще хотел сказать, что большое искусство всегда вызывает споры, и дай бог, чтобы о работах Соскиева спорили на уровне его искусства, не опускаясь до примитивного площадного лая, который не свойственен осетинскому народу и не может быть применим к творчеству такого гениального скульптора мирового масштаба рядом с которым мы имеем счастье жить, разговаривать и смотреть на его работы.
Фильм вызвал бурные овации, и со словами благодарности выступил один из режиссеров Эльбрус Дзабиев:
- Свою речь я хочу начать со слов благодарности трем Аланам: Алану Касаеву, который к нам обратился с идеей снять фильм и выступил продюсером, Алану Абаеву – руководителю осетинской диаспоры в Москве, и Алану Цагараеву – мы работали на технике, которую он нам любезно предоставил. Спасибо вам большое.
Наша работа журналистов уникальна тем, что мы встречаем людей. Среди них есть два человека, которые научили меня профессии и жизни: это матушка Нонна (Игумения Нонна, настоятельница Богоявленского Аланского женского монастыря – ред.) и Зарифа Бритаева (осетинский советский режиссёр, народная артистка России, заслуженный деятель искусств России и Северной Осетии – ред.). Помню, как мы с матушкой Нонной, начинающие журналисты, идем с подкашивающимися ногами и записанными вопросами, которые мы так и не задали, к Зарифе Бритаевой. Она сказала: "Оставьте свои вопросы, мы будем говорить о зависти и предательстве". Это было двадцать лет назад. Она говорила вещи, которые сегодня непонятны поколению "тик-тока" и "инстаграмма". Я запомнил на всю жизнь слова о том, что зрителя надо подтягивать до своего уровня, а не идти у него на поводу.
Что касается Владимира Борисовича Соскиева, который с самого начала нашей работы с ним просил называть его Володя, то для меня эта просьба говорит о том, что он очень молод душой. К сожалению, для меня встреча с ним произошла очень поздно, но лучше поздно, чем никогда. И благодаря общению с Соскиевым, я вывел для себя две формулы. Первая – это формула молодости – "Нужно заниматься любимым делом и тогда ты всегда будешь молодым", а вторая – формула свободы. Герои на съемочной площадке бывают разные: с кем-то надо ласково, с кем-то шутить, а на кого-то нужно прикрикнуть. Владимир Борисович– уникальный человек. Например, мы ему говорили, что вам нужно пройти туда-то и встать так-то, а он отвечал: "нет". Мы пытались уговаривать, объяснять, что нам так нужно, а он в ответ: "не хочу". И тогда все вопросы просто снимались, мы понимали, что "нет" и "не хочу" – значит так надо. И я думаю, что внутренняя свобода в этом и заключается – вовремя сказать "нет" и "не хочу" неважно кому: коллеге, родному, самому себе. Этот урок для меня очень важен, и я начал эту формулу использовать (смеется – ред.).
О съемках фильма продолжила рассказ режиссер Ирина Каргинова:
- Когда твой герой – личность, явление, эпоха, когда он многослойный и в чем-то даже неудобный, то это тоже работает на идею, потому что неудобный герой ставит тебя в ситуации, когда ты вынужден придумывать новые творческие истории и выходить из своей творческой зоны комфорта. Это то, чему нас научил Владимир Борисович Соскиев. И я соглашусь с Эльбрусом касательно формулы свободы. Для меня Соскиев – это свобода, которой так не хватает Осетии. То, как он безапелляционно стоит на своем творческом видении в ситуациях, которые всем известны (речь идет о спорах по поводу памятников Коста и Пушкину, установленных во Владикавказе – ред.) – это то, чему нам всем надо у него учиться.
Со словами благодарности авторам фильма выступил действительный академик Российской Академии художеств, заслуженный художник России и Северной Осетии Юрий Абисалов:
- Я давно знаю Владимира Соскиева и очень уважаю его искусство. Спасибо авторам за замечательный фильм, который донесет до широкого круга зрителей рассказ о высоком искусстве.
Своими впечатлениями о фильме поделилась Игумения Нонна, настоятельница Богоявленского Аланского женского монастыря:
- Фильм - уникальный пример настоящей командной работы, а ведь это такая редкость сегодня. Все знают, что Эльбрус – мой старинный друг, а что касается Ирины Каргиновой, то я ее фанат после фильмов о монастырях. Это лучшие фильмы про наши монастыри (документальный фильм "Святой январь" 2014 года, рассказывающий о жизни Аланского Богоявленского женского монастыря и Свято-Успенском мужском монастыре – ред.). Меня поразило то, что я даже не видела, как она снимала – это уникальная способность не помешать внутренней жизни монастыря. И сам фильм удивляет своей режиссурой: умение работать со звукорядом – интершумы, музыка – в общем, талант. И в этом фильме о Соскиеве происходит тоже самое.
Может быть, я сейчас дам слишком высокую оценку, но по режиссуре данный фильм очень соотносим с творчеством Тарковского: эти длинные планы, неспешный ритм. Помните, он говорил: "я монтирую не кадры, я монтирую время". Здесь тоже самое – мы вдруг попадаем в иное временное пространство и это говорит о том, что мы все приходим в себя, останавливаемся, о чем-то задумываемся… О вечном. Что касается моего друга Эльбруса, то как он умеет разговорить человека, больше никто так не может, по крайней мере, я таких людей не встречала. Этот талант чувствуется и в этом фильме: герой раскрылся".
Владимир Соскиев – лауреат престижных европейских выставок и фестивалей в Европе, работы которого находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее искусств народов Востока в Москве, Национальной галерее Софии, в частных коллекциях в России, Франции, Германии, Бельгии, Румынии.
Среди известнейших работ скульптора – памятник Марине Цветаевой в городе Тарусе Калужской области, памятник академику Пилюгину в Москве, памятник Гайто Газданову в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, памятники Коста Хетагурову, установленные в Санкт-Петербурге и Владикавказе, памятник Александру Пушкину во Владикавказе.