Одной из самых древних и распространенных традиций человечества является питейная культура. С самых ранних времен седой древности люди сопровождали торжественные и знаменательные события распиванием хмельных напитков.
Вероятнее всего это связано с необходимостью эмоционально раскрыться и сбросить ограничивающие свободное общение "зажимы". Опять же, если не вдаваться в медицинские и физиологические особенности, ничего особо страшного в этом нет. А если говорить совсем откровенно, питейная культура не раз влияла на глобальную историю человечества, политические решения и простые межличностные отношения.
Очевидно, что питейная культура для светского и традиционного осетинского общества имеет особое значение. Традиционные праздники осетин, любые знаменательные и важные события сопровождаются распитием алкогольных напитков разного качества и градуса. И давайте честно признаемся, что сам характер и структура осетинского застолья предполагают крайне обильный объем выпитого алкоголя. Никто не будет весь вечер попивать один бокал вина или пинту другую пива. Такое поведение зачастую воспринимается как малодушие и моветон.
У осетин, как и у множества других народов Земли, алкоголь стал неотъемлемой частью общения с высшими силами, фатумом и друг с другом, своеобразным катализатором эмоционального и мистического восприятия. Связь алкоголя с духовностью и обрядовым поведением людей – очень интересная тема, требующая отдельного разбора, однако несмотря на всю высокопарность и духовность этих сфер человеческой культуры, на деле проблема куда прозаичнее.
За последние годы все острее стоит проблема такого банального и малоприятного характера, как алкоголизм. Если вы хорошенько задумаетесь, то признаете очевидный факт – к алкоголю осетинских детей приучают с детства. Понятно, что формы, дозировки и контекст не соответствуют взрослым, да и дети редко в прямом смысле пьют, однако факт остается фактом – детей интегрируют в питейную культуру тостов. Критиковать или спорить о вопросе целесообразности этих традиций – дело неблагодарное, да и очевидно бесполезное.
Вопрос даже не в самой культуре пития, а в метаморфозах, которые она претерпела как в светском, так и в традиционном обществе. Если тенденции в изменении количества, качества и демографии питья в рамках светского общества имеют общемировой характер, являясь скорее последствием социально-экономических изменений, то проблемы с изменением питейных привычек традиционного общества – проблема насущная и очевидная.
Не трудно заметить, что сложная структура осетинского застолья превращается в какой-то условный повод крепко выпить. Многие, конечно, с этим не согласятся, но посмотрите правде в глаза. Все мы были свидетелями подобных застолий, на которых молитвы и тосты произносились словно скороговорки, из которых с трудом можно вычленить пару важных слов, или того, как промежутки между употреблением алкоголя и тостами становятся настолько короткими, что скорее походят на затянувшиеся физкультурные приседания. О состоянии, в котором пребывают главные участники застолья на момент его завершения, полагаю можно не упоминать. Разве это культура и традиции? Больше похоже на масштабную посиделку, на которой у людей просто есть хорошее оправдание для обильного питья.
Следует напомнить, что традиции застолья и питейной культуры осетин были вполне конкретными и строгими для всех, как младших, так и старших. Не вдаваясь в очередность и последовательность молитв и молящихся, следует сказать о главных позициях. Во-первых, на традиционном осетинском застолье немыслимо было наблюдать напившихся старших, качающихся из стороны в сторону и не способных ровно стоять на ногах. Чувства меры и достоинства, с учетом общественного внимания, были крайне важны. Во-вторых, молитвы произносились протяжно и громогласно, поддерживаемые всеми присутствующими мужчинами. Ничего общего с беглыми скороговорками, которые зачастую можно услышать сейчас, не могло быть в принципе. Что же касается промежутков, они были сделаны таким образом, чтобы люди могли поесть, познакомиться и пообщаться, так что никакой ударной атаки алкоголя без передышек, опять же, не было.
Если суммировать всю разницу традиционной питейной культуры осетин с тем, что мы зачастую можем увидеть сейчас, можно вычленить одну идею: "Раньше пили чтобы молиться, а сейчас молятся чтобы пить". Конечно, подобные негативные тенденции коснулись не всех, но проблема очевидно существует, и ее надо решать. Если уж мы продвигаем традиции и культуру, если хотим учить детей основам застольного этикета, давайте делать это правильно, чтобы наши традиции питали мозг и сердце, а не убивали печень.