Надо объединить людей: Эльбрус Дзабиев о "Глыбе" и равнодушии людей к творчеству Едзиева

© Личный архив креативного бюро "Мост"Автор арт-проекта "Глыба" Эльбрус Дзабиев
Автор арт-проекта Глыба Эльбрус Дзабиев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 18.06.2021
Подписаться на
В мае во Владикавказе состоялась выставка, посвященная наследию основоположника осетинской скульптуры Сосланбека Едзиева. Автор проекта Эльбрус Дзабиев рассказал Sputnik, почему сегодня о проблемах культурного наследия важно говорить на языке современного искусства

Проект с названием "Глыба" инициирован представителями бюро творческих инициатив "Мост" на средства Фонда президентских грантов. Как создавалась мультимедийная выставка, в чем причина равнодушия к творчеству Едзиева и почему о проблемах культурного наследия сегодня важно говорить на языке современного искусства, корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с одним из авторов проекта "Глыба" Эльбрусом Дзабиевым.

- Цель вашего проекта - привлечь внимание к проблеме сохранения наследия Сосланбека Едзиева. По итогам прошедшей выставки уже можно говорить о каких-либо результатах?

- Смотря что называть результатом – мы однозначно привлекли внимание к теме сохранения наследия Едзиева. Как это сделать – это уже другой вопрос, и отвечать на него должны специалисты и чиновники. Поэтому нам было важно услышать мнение профессионального музейного сообщества, и мы его услышали: на выставку приходили представители Национального и Театрального музеев, которые высказали свое благожелательное мнение и поддержку.

© Sputnik / Анна КабисоваАрт-проекта "Глыба"
Надо объединить людей: Эльбрус Дзабиев о Глыбе и равнодушии людей к творчеству Едзиева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 18.06.2021
Арт-проекта "Глыба"

На открытии было и руководство художественного музея им. Махарбека Туганова, которое, к сожалению, дальше первого зала экспозиции даже не прошло. К слову сказать, выставка должна была состояться в Доме-музее Едзиева в селении Карман-Синдзикау, который является филиалом Тугановского музея, но нас туда не пустили с формулировкой: "а кто вы такие, чтобы заниматься Едзиевым?".

Мы отдаем должное тем, кто открыл Едзиева, и мы на это не претендуем: более того, на стендах нашей выставки были обозначены имена тех, кто внес большой вклад в сохранение его наследия. Почему такое ревностное отношение к этой теме – нам не понятно. Нам важно было, чтобы Едзиева увидели те, кто никогда о нем не слышал, показать его наследие современными средствами. И тот факт, что после посещения нашего пространства многие шли в художественный музей им. М. Туганова, мы считаем хорошим результатом.

© Sputnik / Анна КабисоваАрт-проекта "Глыба"
Надо объединить людей: Эльбрус Дзабиев о Глыбе и равнодушии людей к творчеству Едзиева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 18.06.2021
Арт-проекта "Глыба"

Надо признать, к сожалению, наши музеи устарели, сейчас наступило другое время: посетителей нужно привлекать и удивлять. И это вполне выполнимая задача – для музеев существует множество грантов, которые нужно научиться получать. 

- А представители министерства культуры республики были на выставке?

- Да, был и Минкульт, и представители Комитета по охране и использованию культурного наследия. Мы долго разговаривали c ними, есть люди, которые озабочены этой темой, но в силу того, что это непростой вопрос, они ограничены в своих действиях.

Предметный разговор был по поводу стены Едзиева в Алагире (стену в Алагире Сосланбек Едзиев создал в 1926 году для дома своего друга Камбулата Хосаева. Новые владельцы дома хотят ее снести или продать республике за миллион рублей – ред.). Попытаться сохранить этот объект – самое быстрое решение, которое сегодня можно осуществить, чтобы начать процесс по сохранению наследия Едзиева.

© Sputnik / Анна КабисоваАрт-проекта "Глыба"
Надо объединить людей: Эльбрус Дзабиев о Глыбе и равнодушии людей к творчеству Едзиева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 18.06.2021
Арт-проекта "Глыба"

Самая большая проблема в этом процессе – нет четкого понимания, что сохранять, нет каталогизации, общего списка, есть информация, но она разрознена, а без этого невозможно даже прикинуть объем необходимых финансов, чтобы подступиться к теме сохранения.

Из разговора с комитетом понятно и то, что наследие Едзиева в своеобразном капкане: с одной стороны, понятно, что памятники нужно выявлять как объекты культурного наследия, но тогда в разы вырастает стоимость работ с ними связанных, а если памятники не в статусе объектов культурного наследия, то интереса со стороны сторонних специалистов нет.

- И все-таки, несмотря на множество неравнодушных к творчеству Едзиева людей, почему столько лет ничего не сдвигается?

- Основная проблема – в разобщенности людей, которые говорят о Едзиеве. Даже узкие круги специалистов разобщены: и музейщики, и госструктуры, и сами скульпторы с художниками. Надо объединить всех этих людей, у которых болит душа за Едзиева, и только тогда совместными усилиями мы поймем, что нужно делать. А по отдельности не справится ни комитет, ни художники и скульпторы. Плюс, к имени Едзиева нужно привлекать внимание специалистов и меценатов за пределами Северной Осетии.

© Sputnik / Анна КабисоваАрт-проекта "Глыба"
Надо объединить людей: Эльбрус Дзабиев о Глыбе и равнодушии людей к творчеству Едзиева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 18.06.2021
Арт-проекта "Глыба"

- Многие путают ваше бюро "Мост" и одноименный проект скульптора Людмилы Караевой, который также посвящен сохранению наследия Едзиева.

- Людмила Караева (член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник РСО-Алания – ред.) – многие годы двигатель всей этой истории, связанной с Сосланбеком Едзиевым. И этот проект очень крутой – его нужно раскручивать (проект "Мост" включает в себя объединение двух пространств: дома Людмилы Караевой, который также находится в селении Карман-Синдзикау, и дома Едзиева.

На территории объединенных пространств будет создана творческая база, куда будут приезжать жить и творить художники, писатели, музыканты и любые творческие люди – ред.). Людмила Караева на данный момент тот человек, который может дать толчок сохранению наследия и способен объединить усилия всех: и творческих людей, и специалистов, и музейных работников.

- Кто еще приходил на выставку?

© Sputnik / Анна КабисоваАрт-проекта "Глыба"
Надо объединить людей: Эльбрус Дзабиев о Глыбе и равнодушии людей к творчеству Едзиева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 18.06.2021
Арт-проекта "Глыба"

- Мы очень рады, что очень активно приходили школьники и студенты. Искусствоведы Валентина Михайловна Зима и Мадина Каряева проводили на выставке по несколько часов, посмотрели все фильмы о Едзиеве, которые мы в режиме нон-стоп демонстрировали в кинозале.

Кстати, мы очень переживали, как воспримут наши эксперименты люди "старой школы". И очень были рады, когда люди старшего поколения делились своими впечатлениями и эмоциями. И похвала таких людей, как Валентины Михайловны, поверьте, дорогого стоит.

Многие приходили на выставку по несколько раз. Говорили: нас не отпускает та или иная история. И, наверное, ради такого и стоило все это сделать.

- Какое произведение вызывало наибольший интерес у зрителей?

- Однозначно – видеоработа, посвященная пустому Дому-музею Сосланбека Едзиева. На самом деле, работа получилась очень эмоциональной: кто-то плакал, кто-то говорил про мурашки на коже. Приходило несколько групп иногородних туристов, и у всех был вопрос: а как этот дом найти, на чем туда доехать, почему нет специального маршрута. Мне кажется, что видеоработа про Дом Едзиева – это энергетический сгусток всей выставки, и поэтому мы не случайно ее показывали на выходе с выставки.

© Sputnik / Анна КабисоваАрт-проекта "Глыба"
Надо объединить людей: Эльбрус Дзабиев о Глыбе и равнодушии людей к творчеству Едзиева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 18.06.2021
Арт-проекта "Глыба"

- Ваш проект начинался давно с задумки Ирины Каргиновой сделать фильм о Едзиеве. Вопрос как к профессионалу, у которого большой опыт на ТВ: вы пришли к тому, что фильма недостаточно будет и сделали большое высказывание на территории современного искусства? Сегодня это больше работает, чем просто фильм?

- Да, Ирина снимала цырты Едзиева по республике с 2015 года. И за эти 6 лет даже по ее кадрам можно видеть, как погибает наследие мастера. Фильм тоже будет, обещаем. Но формат "Глыбы" – однозначно более эффективен и эффектен. В эпоху постмодернизма и клипового мышления только такая современная история может работать.

Любая тема, даже социальная, посредством современного искусства может стать более понятной и актуальной. Мы это видели – молодежь залипала на видеоарт, делала селфи, делилась своими впечатлениями в соцсетях. Да, это может показаться далеким от искусства, но поверьте, это работает. И она, молодежь, точно уже не забудет, кто такой Едзиев.

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Ларисе Абаевой, которая безвозмездно предоставила нам помещение для выставки. Для тех, кто не попал на выставку, публикуем ссылку на сайт проекта "Глыба".

© Sputnik / Анна КабисоваАрт-проекта "Глыба"
Арт-проекта Глыба - Sputnik Южная Осетия
1/5
Арт-проекта "Глыба"
© Sputnik / Анна КабисоваАрт-проекта "Глыба"
Арт-проекта Глыба - Sputnik Южная Осетия
2/5
Арт-проекта "Глыба"
© Sputnik / Анна КабисоваАрт-проекта "Глыба"
Арт-проекта Глыба - Sputnik Южная Осетия
3/5
Арт-проекта "Глыба"
© Sputnik / Анна КабисоваАрт-проекта "Глыба"
Арт-проекта Глыба - Sputnik Южная Осетия
4/5
Арт-проекта "Глыба"
© Sputnik / Анна КабисоваАрт-проекта "Глыба"
Арт-проекта Глыба - Sputnik Южная Осетия
5/5
Арт-проекта "Глыба"
1/5
Арт-проекта "Глыба"
2/5
Арт-проекта "Глыба"
3/5
Арт-проекта "Глыба"
4/5
Арт-проекта "Глыба"
5/5
Арт-проекта "Глыба"
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала