Это, кстати, не фейк. Это следует из настоящей новости.
В чем суть: опубликованы результаты исследования под руководством профессора Бела Лайонса (Университет Юты, США) с участием 8285 респондентов. Исследователями изучались два параметра:
- уверенность граждан, что они способны отличить лживые новости от правдивых;
- их реальная возможность отличать лживые новости от правдивых.
Результаты следующие. Во-первых, около 90 процентов современных американцев вполне убеждены в том, что их способностей и остроты ума достаточно, чтобы отделить правду от лжи. Во-вторых, 75 процентов на самом деле зачастую не в состоянии отличить фейковые сообщения от настоящих, если те оформлены одинаково (в данном случае — как новостные заголовки в условном Facebook).
И это еще не самое печальное, отмечает обозреватель РИА Новости Виктор Мараховский. Самое печальное в том, что чем выше уверенность респондента в том, что его не обмануть, — тем более вероятно, что он купится на ложь. В среднем граждане переоценили свою проницательность на 22 процентиля, но примерно каждый пятый переоценил ее более чем на 50 пунктов — и это, по совпадению, оказались те самые люди, которые были наиболее уверены в себе. Итого — свыше 70 процентов опрошенных уверены в себе чрезмерно и необоснованно.
Хотя речь идет об американцах, у нас нет особых оснований сомневаться в том, что в других современных странах примерно то же самое. Обычно такого рода исследования показывают международный характер обнаруженного явления. Мы по все стороны всех океанов устроены примерно одинаково.
...Что в этой новости интересно для нас. Мы живем, как нам постоянно напоминают, в информационный век. То есть в голову нашего современника открыты своеобразные инфопроводы, общий поток информации в которых не то что в разы, а в сотни и тысячи раз превышает пропускную способность человеческого восприятия и анализа.
И теперь перед нами — экспериментальное доказательство того факта, о котором как-то не принято говорить: наш современник в среднем беззащитен перед этими миллионами вываливающихся на него слов, букв и образов.
Почему тот, кто больше всех уверен, что видит все насквозь, оказывается жертвой обмана чаще других — понятно.
Причина тут та же, что и у другого известного феномена: основной аудиторией всех на свете "лохотронов" являются граждане, считающие себя "прошаренными нелохами" и убежденные, что все вокруг — "тупое лживое быдло". В силу своей уверенности в том, что они-то точно постигли жизнь с ее законами, эти люди насильно отключили в себе благодетельную способность сомневаться в самих себе, проверять себя самих и опровергать собственные интуитивные выводы. Поэтому лохотронщику достаточно просеять песок неуверенных в себе и потому пугливых людей, намыть бесценные крупинки людей прошаренных и самоуверенных — и сообщить им, что "есть схема, которая работает на разводе лохов" и приносит по 50 процентов в месяц, вот у Васи получилось. В голове самоуверенного нелоха моментально переключается рубильник — и он, поняв, что наконец-то набрел на правильную тему и сейчас будет "доить" людей обычных, бежит к лохотронщикам со своими деньгами.
Проблема современности, однако, в том, что потенциальных жертв финансовых пирамид среди граждан все-таки меньшинство. А вот среди потребителей информации — устойчивое большинство.
Это же объясняет столь же не убиваемую готовность миллионов украинцев верить в "600 миллиардов евро западных инвестиций, которые буквально стоят на границе и вот-вот готовы зайти в страну, чтобы преобразить ее".
Это же объясняет вечную готовность миллионов наших соотечественников верить в то, что "Китай уже захватил Сибирь, в тайге спрятаны 50 000 000 китайцев, кстати, им отдали на 49 лет в аренду ВОТ ЭТОТ кусок страны за 37 миллиардов долларов (далее следует знаменитая картинка с неровным четырехугольником, захватывающим кусок Байкала, почти всю Бурятию и Амурскую область, куски Хабаровского края и Якутии и даже почему-то огромный кусок самого Китая)".
Причина, надо думать, — в том, что гипервентиляция нашего медиапространства информацией для нас, для человечества, все еще в новинку. Никогда прежде в мировой истории не было так, чтобы не человек охотился за новостями, специально еще и доплачивая за информацию, а наоборот — целая свора конкурирующих хищных информаций боролась бы за человеческое внимание, поражая его сенсационностью и кликбейтом, давя ему на эмоциональные кнопки и вовлекая в себя.
Мы все еще не привыкли к этому информационному гиперизобилию, и в качестве пугающего побочного эффекта мы имеем всеобщую избыточную самоуверенность (что-то вроде информационного аналога избыточного веса, доходящего до ожирения).
Единственным способом излечения от такого "информационного ожирения", как представляется, может быть усвоение (и даже преподавание) всеми поголовно основ, так сказать, "информационной недоверчивости". То есть осознания того, что заголовки и зазывки, которые нам нравятся, вовсе не обязательно правдивы; что новости и заявления, которые нас раздражают, — вовсе не обязательно лживы, и понимание того, что любая информация и любая аналитика должны быть для начала чем-то обеспечены. То есть за ними должна стоять реальная и проверенная репутация — какого-нибудь автора, института или государства. Это тоже, конечно, не стопроцентная гарантия (авторы, институты и государства бывают разные), но за такую информацию хотя бы есть с кого спросить.
Если же хватать то, что нравится, и то, что "кажется убедительным", — обязательно схватишь какую-нибудь вредную гадость и отдашь лохотронщикам не только свои деньги, но и всего себя со своим будущим.