От юного партизана до майора
Кадровый полковник Спиридон Васильевич Валиев родился в 1901 году в селе Корнис Южной Осетии. Еще юношей, в 1918 году, он вступил в отряд красных партизан, был активным участником практически всех восстаний трудящихся Южной Осетии против грузинских меньшевиков тогдашней "демократической" Грузии. Как и многие повстанцы-партизаны, в составе 2-ой югоосетинской бригады Спиридон Валиев принимал участие и в боях под Бургустаном, против белогвардейцев на Северном Кавказе.
С 1920 по 1921 год он служил в системе ОГПУ, а в 1922 году стал курсантом политшколы в Армении, а после его отправили в Высшую пограничную школу ОГПУ в Москве. В 1928 году вступил в ряды Коммунистической партии и до 1933 года служил на советско-персидской границе в должности начальника погранзаставы.
Будучи начальником погранзаставы, он сделал многое для того, чтобы подготовить профессиональные кадры пограничников, делал все, чтобы граница всегда была "на замке".
Его успехи по службе неоднократно отмечались командованием. Он был награжден медалью "В ознаменование 10-летия РККА", серебряным портсигаром "За самоотверженную работу по охране границ РСФСР", именным пистолетом.
Во время службы в системе ОГПУ Спиридону Валиеву приходилось работать и по ту сторону границы, где он выполнял задания руководства – занимался разведывательной деятельностью.
В тяжелые годы политических репрессий судьба была благосклонна к нему, он смог уцелеть в страшном 1937 году. В 1939 году в звании майора он был комиссован по болезни и вернулся на Родину.
Бабушка ходила к знахарке за мазью, которая не давала затягиваться ранам деда
Когда началась финская война, Валиева призвали как офицера запаса. Ему также пришлось участвовать в событиях в Прибалтике, во время которых к Советскому Союзу были присоединены еще три республики.
К моменту начала Великой отечественной он был комиссован из-за многочисленных, плохо заживающих ранений.
Бабушка Валентина Дзагоева, прекрасно зная своего мужа, как услышала известие о нападение Германии на СССР, отправилась к знахарке. И просила она у травницы не заживляющую мазь для Спиридона, а такое снадобье, которое открывает раны и не дает им затягиваться. Вале страшно было снова оставаться одной да еще с четырьмя детьми на руках. Младшая Мэри только родилась.
Но не смогла она остановить мужа. Спиридон ушел добровольцем на фронт. С гнойными ранами.
Ему, как человеку с высокими понятиями чести, совести, долга, трудно было усидеть дома, спрятавшись за возможной бронью. Нетрудно представить, с какими чувствами он прощался с супругой и четырьмя малолетними детьми, для которых он был единственной реальной опорой…
Бессмертный подвиг при обороне Севастополя
Летом 1941 года на территории Грузии была спешно сформирована 388 стрелковая дивизия, где Спиридон Валиев был назначен командиром батальона. В самые трудные месяцы начала войны, когда враг наступал на всех направлениях, особенно тяжелое положение сложилось в Крыму, в Севастополе.
Дивизия, где служил Спиридон Валиев, на десантных кораблях была переброшена в Крым, где ее с нетерпением ждали защитники полуострова. Однако не все части дивизии смогли благополучно добраться до места назначения, так как враг постоянно обстреливал, бомбил суда Черноморского флота. В конце ноября 1941 года обстановка в Севастополе была очень тяжелой. 17 декабря 1941 года вступил в бой и командир батальона Спиридон Валиев, которому пришлось повоевать недолго. Он погиб на Сапун-горе, месте, ставшем легендой в обороне Севастополя и в истории Великой Отечественной войны, 7 июля 1942 года.
Однополчане Спиридона Валиева с большой теплотой и уважением вспоминали о своем бесстрашном комбате, который для них был в первую очередь заботливым отцом-командиром, для которого жизнь каждого бойца была всегда на первом месте.
По воспоминаниям однополчан, полковник Валиев не прятался за спинами своих солдат, а, наоборот, всегда был там, где было труднее всего. Он показывал пример другим офицерам, делился с ними боевым опытом, которого у него было не занимать.
Во время одного тяжелого боя был ранен командир полка Владимир Волков, и когда уже казалось, что враг сможет одолеть защитников Севастополя на данном рубеже, положение фактически спас Спиридон Валиев. Он поднялся во весь рост и, несмотря на шквал огня со стороны неприятеля, сумел повести людей в атаку.
После войны Волков написал книгу "У порога дома", где рассказал о боевом пути 388 дивизии Приморской армии. В этой книге он рассказал и о ратных делах полковника Валиева.
"В бессмертном подвиге участников героической обороны Севастополя 1941-1942 гг. – частица заслуги воина 388 стрелковой дивизии Приморской армии, командира батальона, полковника Спиридона Васильевича Валиева", – писал автор.
В конце июня 1942 года немецкие войска предприняли очередное масштабное наступление на Севастополь. Особенно ожесточенные бои развернулись в районе Сапун-горы.
Сержант Г.Филенко, участник обороны Севастополя, вспоминал позже: "Я был послан с тремя бойцами ночью 28 июня с приказом, чтобы Валиев отвел свой разбитый батальон назад до Сапун-горы, где занимали оборону матросы 7-й морбригады… 28 июня была сильная бомбежка Сапун-горы. Матросы начали уходить, я это видел своими глазами, а трижды раненный комбат с кучкой солдат отстреливался. Тяжелораненый в этом бою, он уничтожил два танка и более двадцати солдат и офицеров противника…"
Читая эти строки, нетрудно представить, в каком кромешном аду находились защитники Севастополя, и какой силой духа они обладали, чтобы не дрогнуть, не впасть в панику, а продолжать сопротивляться.
Несомненно, одним из примеров мужества и героизма для защитников Севастополя был комбат Валиев, который личным примером укреплял веру в своих солдатах в необратимой победе Красной Армии над лютым врагом.Спиридону Валиеву судьбой было отведено провоевать на полях сражений Великой Отечественной войны всего около шести месяцев. В боях за Родину он показал себя храбрым воином, за что был награжден орденом Красной Звезды и другими правительственными наградами.
Письма домой
Во время войны у Спиридона Валиева на родине оставалась большая семья: жена и четверо малолетних детей. За все время, что он находился на фронте, он постоянно думал о них. Сегодня в семье с большой любовью и уважением хранятся его письма, которые он присылал с фронта. Бумага фронтовых треугольников давно пожелтела, но память о нем жива всегда. Читая их, невозможно не обратить внимание на его красивый почерк и содержание писем, то, с какой любовью они написаны. Это письма мужественного человека, написанные во время небольших затиший между боями.
"…Меня скоро не жди. 17 декабря вступил в бой с фашистскими собаками, которые хотят захватить Севастополь. Бой был ожесточенный, но наша доблестная Красная Армия их отогнала…"
"…Меня скоро не жди. Мы должны разбить немецкую гадину, мы должны очистить Крым от людоедов. Скоро, скоро будет похоронена немецкая свора в Крыму. Мы боремся против общего заклятого врага, который уничтожает все – и книги тоже…"
Отправляя домой эти письма, комбат Валиев ни на секунду не сомневается в том, что враг будет разбит и что победа будет за Советским народом. Но как кадровый военный он прекрасно понимал, что война будет тяжелой и долгой.
После гибели Спиридона Валиева его четверо детей, как и дети миллионов погибших героев войны, остались сиротами. И как бывает в таких случаях, вдова сделала все, что было в ее силах, и подняла своих детей на ноги, дала им образование. Все четверо заслуженные люди. Зинаида Спиридоновна – заслуженный педагог Грузинской ССР (ныне покойная), Лидия и Мери (ныне покойная) Спиридоновны – заслуженные врачи РЮО. Эдуард Спиридонович – заслуженный строитель (ныне покойный).
После войны его семья смогла установить место его гибели на Сапун-горе, место, где он похоронен. Его семья благодарна жителям Севастополя за то, что они бережно относятся к памяти защитников Отечества, одним из которых был и уроженец Южной Осетии, комбат-полковник Спиридон Васильевич Валиев.