ЦХИНВАЛ, 14 апр – Sputnik, Диана Козаева. Доктор геолого-минералогических наук, доцент Игорь Васьков рассказал в интервью Sputnik о причинах камнепадов на Транскавказской магистрали.
С наступлением весны на трассе участились камнепады. По единственной дороге, которая связывает Южную Осетию с Россией, водителям приходится ездить с риском для жизни и здоровья. Зачастую они сами, не дожидаясь спецтехники, разгребают мелкие завалы, преграждающие проезд.
"Именно в этом месте постоянно происходит поднятие масс горных пород, при этом образуются склоны. При определенном угле они достигают так называемого напряженно-равновесно-устойчивого состояния, с которого уже так или иначе материал падает вниз. Что должно упасть, упадет обязательно. Человек, вторгаясь в эту среду, это напряженно-равновесное состояние нарушает, и естественно, случаются камнепады. Причем они развиваются быстро и незаметно для человека там, где породы мягкие, менее прочные и сыпучие", – сказал Васьков.
По его словам, на Транскаме такие участки находятся на протяжении от населенного пункта Зинцара до Унала, и выше плотины Зарамагской ГЭС до северного портала Рукского тоннеля.
"Все остальные породы более прочные. Но поскольку это все подвергается тектоническому воздействию, склоны пронизаны большим количеством трещин, и они начинают постепенно разрушаться под действием силы мороза – то нагреваются, то остывают, трескаются. Или под действием воды, которая проникает в эти трещины, замерзает, тоже куски вырывает. Этот процесс идет постепенно. Таким образом мы имеем эти камнепады на дорогах", – рассказал эксперт.
Он отметил, что обстрелы лавинных очагов не могут влиять на камнепады, потому что снег, как правило собирается на горных склонах, покрытых травой.
"Там, где сейчас стоят орудия для принудительного спуска лавин, стреляют по более пологим склонам. Естественно, там особо разрушений нет. Мы имеем дело с высокоэнергетическим процессом горообразования. Человек тут бессилен, и слава Богу", – сказал Васьков.
Он отметил, что в целях безопасности на Транскаме проводятся специальные работы, в том числе оборка склонов, перед тем как натянуть защитную сетку. Есть также метод постройки подпорных и камнеулавливающих стен, но, добавил эксперт, осыпание будет происходить при любом методе и человек его удержать не может.
"Сейчас все легло на дорожников, они свои участки знают, все отмечено на картах. В свое время эти склоны были обследованы и указаны наиболее неустойчивые, где надо проводить мероприятия. Но никто не изучает качество материалов, дорожники просто убирают и все", - сказал Васьков.
При этом он отметил, что при горообразовании возникают и более крупные обвалы, следствием одного из них стала трагедия в долине реки Геналдон в 2002 году. Тогда там погибла съемочная группа Сергея Бодрова.
"Это опасно тем, что человек пока не развернул систему, которая могла бы предупредить вовремя. Поэтому такой крупный обвал может произойти в тех местах, где происходит дальнейшее горообразования и накапливается огромное напряжение массивов горных пород", – отметил эксперт.
Он добавил, что за такими явлениями надо следить, в том числе и в Южной Осетии, в основном в районе ответвления Транскама на Квайсу.