Азамат Кулумбегов, Sputnik
Алиса Гокоева родилась в столице Северной Осетии, а степень магистра фотографии получила в британском Королевском университете. Ее поразительное умение передать в фотографии правду жизни не осталось незамеченным: Гокоева - лауреат "Царскосельской художественной премии" за фотопроект "Беслан точка жизнь". А совсем недавно во Владикавказе открылась ее выставка "Вы вообще люди", посвященная проблеме домашнего насилия (Sputnik писал об этом проекте).
Алиса уверена, что в фотографии, как и в жизни, нельзя допускать неправды. Ведь, несмотря на всю условность любой картинки, в ней должно быть что-то очень сущностное. Жизненное и настоящее.
"Я думаю, что быть фотографом - это очень по-своему видеть мир. И, скорее всего, последовательность именно такова: ты сначала уникально видишь и чувствуешь, а затем уже выбираешь способ передачи этого видения и ощущений. А не наоборот. Поэтому, скорее всего, фотографами рождаются. Хотя ремесло фотографии осилить может почти каждый. Это совсем не высшая математика или китайская грамота. Однако можно научить человека разбираться в экспозиции и балансе белого, но нельзя научить его уникально мыслить и видеть мир, и уметь выразить это посредством фотографии", - говорит Алиса.
Она участвовала в многочисленных групповых выставках в России, Англии, Турции и Португалии, но совсем ничего не знает про успех - просто потому, что он сам по себе относителен.
"Определять, насколько ты успешен? По какой шкале? Каким критериям? Относительно чего? Кого? Наверное, успех - это больше про внутреннее самоощущение. Лично я большую часть жизни чувствую себя полным неудачником. И, кстати, давно не драматизирую на этот счет. Неудачник, и Бог с ним. А вообще я уверена, что делать что-то ради условного успеха - это как-то мелковато. Заниматься искусством можно только в одном случае: если не можешь им не заниматься. И все. Если же можешь жить без него, то бросай и живи. Потому что это действительно не вопрос выбора. Это вопрос твоего личного и личностного выживания. Почти буквально. Я, например, без этого совершенно мертва", - говорит фотохудожник.
Чтобы сделать фотографию в XIX веке, нужна была долгая выдержка и сильное освещение. Однако, с появлением смартфонов, фотографировать все вокруг стало куда проще. Люди каждый день выкладывают запечатленные ими моменты.
"Я всегда шучу, что от хорошего кадра не застрахован никто. Это действительно так. Каждый может сделать отличное фото, но сделать это системой - не каждый. Если говорить о портрете, так как я все же фотограф-портретист, то для получения хорошей фотографии необходима твоя абсолютная вовлеченность и присутствие в человеке, который сейчас находится в объективе твоей камеры. Быть в нем самом, с ним самим. Нужно оказаться внутри него, путешествуя по его чувствам, мыслям и воспоминаниям. И тогда на тебя посмотрят настоящие глаза настоящего человека, а тебе останется только нажать кнопку спуска затвора", - рассуждает Алиса.
Как говорил ее любимый Достоевский, "Любить – значит видеть человека таким, каким его создал Бог". То есть не игнорировать его недостатки, не пестовать достоинства, а принимать его уникальность.
"С фотографией примерно так же. Хорошо сфотографировать человека - это увидеть его таким, каким его задумал Бог", - уверена Алиса.
В мире гаджетов и Инстаграма фотография - это гораздо более чем "модно". Она стала буквально частью жизни каждого человека.
"Столь же неотъемлемой, как поесть или отдохнуть. Потому что и еду, и отдых, и много чего еще человек обязательно сфотографирует, чтобы выложить в социальные сети или просто оставить воспоминанием для себя. Поэтому фотография - это не модно, это практически жизненно необходимо", - говорит Алиса.
Фотограф - человек, как правило, не богатый. Заниматься этим, как искусством, и прилично зарабатывать - получается далеко не у всех, разве что у звезд профессии. Или у папарацци.
"Когда я только начала заниматься фотографией и много последующих лет, я ходила с фотоаппаратом всюду. Брала несколько камер со всеми "приблудами" во все поездки, и бесконечно снимала, снимала, снимала на улицах всего мира. Поэтому я хорошо понимаю, что такое репортажная фотография со всеми ее сложностями. Однако не хотела бы я сидеть в кустах, охотясь за людьми, которым не повезло кормить своими лицами редакции таблоидов и человеческое любопытство. И за большие деньги я бы не стала делать эту работу", - подчеркивает она.
На вопрос: "Если бы в критической ситуации умирал человек, вы бы кинулись спасать его, или фотографировать", она отвечает пространно.
"Лет 10-15 назад, когда мои представления о жизни и смерти были гораздо более абстрактными, а о собственной ценности - весьма преувеличенными, я бы сказала, что сделать хорошее фото - важнее. И даже объяснила бы это тем, что фото, мол, останется на века, а люди гибнут ежесекундно. И вообще, искусство требует жертв, даже если они буквальны. Сейчас же я только снисходительно посмотрела бы на ту девочку, которая ни черта не понимала ни в жизни, ни в искусстве. Потому что великое искусство всегда гуманно и человеколюбиво. И потому, что никакие деньги, премии и хорошие кадры не стоят одной человеческой жизни. Бесценной, уникальной и неповторимой. Поэтому, если бы умирал человек, я бы кинулась его спасать не только ценой хорошей фотографии, но и собственной жизни. Мне так искренне кажется", - говорит она.
Когда-то в детстве в одной передаче она услышала фразу Джеки Кеннеди (вдова убитого президента США Джона Кеннеди), еще не зная, что она станет лейтмотивом всей ее жизни.
"Слова были такие: "Мое счастье - это прогрессирующий склероз. Когда-нибудь я все забуду и стану самой счастливой на свете". Мне 33 года. Это немало, но и не настолько много, чтобы вместить все жизни, которые я, по собственным ощущениям, прожила. Всех этих людей и души, все места, события и переживания, всю боль и весь хаос. Моя жизнь, правда, была полна впечатлений, и в 33 года я мечтаю только о том, чтобы ничего не помнить, и стать счастливой, потеряв разум и память", - заключает Алиса Гокоева.