Диана Козаева
Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) открывает для Цхинвала и Сухума новые возможности, которыми надо воспользоваться. Такое мнение в интервью Sputnik высказал эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов.
ЕСПЧ опубликовал документ, в котором по итогам 12-летнего рассмотрения дела суд признал необоснованными обвинения Грузии по событиям в Южной Осетии и не поддержал утверждения властей Грузии о якобы вторжении ВС России на территорию республики 7 августа. Вместе с тем, в решении на российскую сторон возлагается ответственность за инциденты, имевшие место на территории Южной Осетии и Абхазии после 12 августа 2008 года, несмотря на то, что непосредственная причастность к ним российских военнослужащих так и не была установлена.
"Решение ЕСПЧ – это предпосылки признания вашей государственности. Это говорит о том, что освободительная война носила справедливый характер. Что шансов у грузин, которые борются за сохранение "территориальной целостности", нет. Они проиграли и войну, и мировую дипломатию. Это решение открывает новые возможности для Цхинвала и Сухума, и этими возможностями надо воспользоваться, вне всякого сомнения", – считает Тарасов.
По его словам, этого вывода можно было ожидать, потому что соответствующий документ европейские структуры уже приняли. Эксперт задался другим вопросом: почему эта тема всплыла именно сейчас и почему в Грузии пытаются все это муссировать.
Он объяснил это с серьезными проблемами в самой Грузии, которая, напомнил Тарасов, заняла в ходе карабахской войны пассивно-осторожную позицию, считая ее выигрышной и рассчитывая, что США И ЕС активно вмешаются на стороне Армении, что им удастся объединить усилия двух христианских государств – Грузии и Армении, укрепив там западное влияние.
"Но вот Россия зашла через мусульманский тыл и ситуация изменилась. А сейчас грузинские политологи неожиданно для себя обнаружили, что Грузия объективно выпадает из закавказского ансамбля. Потому что все коммуникации, которые возможны после мирного соглашения по Карабаху будут обходить стороной Грузию. Она теряет очень много от того, что у нее больше не будет статуса транзитного государства. Более того, она может потерять и значение военно-грузинской дороги, потому что у России появляется возможность действовать через Азербайджан. То есть региональный центр хаба перемещается на юг", – отметил эксперт.
В этой связи, продолжил он, в Грузии начинают думать о том, как выстраивать новые отношения с Россией, как вести диалог с Цхинвалом и Сухумом, стоит ли продолжать политику конфронтации или находить общий язык и решать общие задачи.
"Поэтому то, что сейчас происходит в Европе, вызывает недоумение, это такая никому не нужна политическая экзотика", – заметил Тарасов.
Вместе с тем он подчеркнул, что решение ЕСПЧ – это политическая предпосылка для Цхинвала и Сухума, в то время как экономическая и геополитическая ситуации пока еще непростые. Кроме того, по мнению эксперта, многое зависит от того, как будет выстраивать кавказскую политику новая администрация Байдена.
"Они могут придумать какие-то катаклизмы. Не случайно в Турции сейчас открыто пишут, что Грузия, возможно, примет участие в новой закавказской весне, которая планируется с марта по май. И даже предупреждают о возможных осложнениях в районе Цхинвала. Так что надо быть острожными и следить за ситуацией", – сказал Тарасов, добавив при этом, что по раскладу сил и конъюнктуре Тбилиси проигрывает.
Чтобы выиграть как можно больше новым государствам со сложной геополитической ситуацией, эксперт считает, надо создать буфер процветания на границе с Грузией, чтобы осетины и абхазы почувствовать преимущества своей независимости.
"Я повторяю, что геополитическая ситуация неустойчива, возможно, в перспективе встанет вопрос объединения северных и южных осетин. Это тоже нельзя исключать. В любом случае, позитивный процесс в отношении Цхинвала и Сухума содержит большие шансы. К сожалению, не всего можно достичь усилиями местных властей, но нужно очень внимательно оценивать международную конъюнктуру и, главное, не совершать стилистические ошибки", – отметил он.
Постановление ЕСПЧ по делу "Грузия против России (II)" не содержит решения о денежной компенсации. Соответствующий вопрос оставлен судом в Страсбурге для дальнейшего рассмотрения.
Тарасов уверен, что надо действовать и в этом направлении, "потому что деньги нужны".
"Раз победили в одном месте, надо действовать дальше. Это логические действия местных властей", – отметил он.
Заявления официального Тбилиси о том, что решение ЕСПЧ – это большая победа грузинского Минюста, Тарасов назвал "сплошной демагогией, которая носит остаточный конъюнктурный характер".
Грузинские войска в ночь на 8 августа 2008 года атаковали Южную Осетию, начав вторжение с массированного обстрела Цхинвала и нескольких населенных пунктов из установок залпового огня "Град" и ствольной артиллерии. Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в республику и после пяти дней боевых действий разгромила грузинскую армию. Москва 26 августа 2008 года признала суверенитет Южной Осетии и Абхазии.