О том, что удалось сделать за три года, чего не удалось и по каким причинам, корреспонденту Sputnik Азамату Кулумбегову рассказал председатель комитета по молодежной политике и спорту Сергей Зассеев.
- Горнолыжная трасса в селе Цон Дзауского района Южной Осетии открылась три года назад, что удалось сделать за этот период?
Если чисто визуально, то вместо палаток появилось утепленное добротное строение, думаю, населению понравятся новые услуги, но если серьезно, то хотелось сделать получше. Судя по тому, как в прошлом году было много обещаний, мы рассчитывали, что летом поработаем в полной мере и поставим бугель или что-то, что облегчало бы работу. Тем более трактор был в нерабочем состоянии. Рассчитывали закупить новую технику - мы нашли за три миллиона в Кабардино-Балкарии, но не получилось закупить трактор.
Средства, заложенные в бюджете комитета спорта и молодежной политики и рассчитанные на проведение мероприятий, в силу определенных обстоятельств (пандемия коронавируса) не были израсходованы, поэтому мы попросили Минфин направить их на организацию зимнего отдыха в селе Цон. Половина суммы пошла на ремонт трактора, а остальную часть мы использовали для этого строения.
- Что еще появится в этом сезоне на горнолыжном курорте "Цон"?
Дополнительный инвентарь мы не смогли закупить. Ведем переговоры о закупке старого, но не изжившего свой срок обмундирования - есть люди, которые хотят продать уже купленный ими инвентарь, но мы пока не договорились о цене. Есть необходимость в дооснащении, потому что желающих покататься очень много, даже сейчас, пока мы официально еще не открылись. Надо еще провести электричество.
С прошлого года практически ничего не поменялось, единственное, что поменялось - люди, которые в прошлом году встали на лыжи, приобрели собственный инвентарь, и это здорово, потому что они могут выезжать куда угодно - в тот же Цей, "Порог неба" и так далее до Краснодарского края.
- Сергей Иванович, Цон образца 2022 года, по-вашему, он какой?
Вообще изначально, когда мы присматривали регион для нормального, полноценного зимнего отдыха - хорошие склоны, наличие снега, поняли, что Цон самое хорошее место для этого. У нас было видение развития горнолыжного курорта. Приезжали специалисты из России, был подготовлен проект, он был представлен на суд Межправкомиссии в 2019 году, но по объективным или субъективным причинам, в итоговый документ он не попал.
На мой взгляд, туризм это тот сектор экономики, вместе с сельским хозяйством, который может помочь республике в ее становлении. Были идеи как этническая деревня, фермерское ранчо, типа хуторов, в которых бы жили и работали. Если здесь в будущем появится курорт, то его должны обеспечивать, соответственно инфраструктура, которая находится в селе, должна кормить гостей, обеспечивать их проживанием, и все это должно быть выдержано в одном архитектурном аутентическом стиле.
Это видение не меняется, потому что нет средств. Я четко осознаю, что ни один уважающий себя финансист не вложит сумму более миллиарда в такую долгосрочную перспективу. Для того, чтобы выделить такие средства, человек должен быть влюблен в свою страну, но таких людей, к сожалению, очень трудно найти. Поэтому у меня есть четкая позиция того, что государство должно принять участие в строительстве курорта.
- Пока в ограниченном режиме, но курорт работает, сколько человек приезжает на отдых сюда?
В прошлом году за один день сюда приехало более 500 человек, но на сегодняшний день народу пока не так много.
- Ранее в своих интервью вы среди первоочередных задач называли закупку канатной дороги, во сколько она в среднем обойдется для республики?
На Северном Кавказе большинство курортов ставят канатки, которые были утилизированы в Европе, потому что там строгие правила: как только заканчивается срок использования канатки - его продают. Однако они бывают в хорошем состоянии. На них идут разные цены, так как цена зависит от длины. Если говорить про большой склон, то там канатка обойдется очень дорого. Есть возможность поставить бугели, я в прошлом году рассматривал предложение о том, что два бугеля общей длиной в один километр обошлись бы в шесть миллионов рублей. Для нас это большие деньги, соответственно мы не смогли это все поставить.
- Когда официально откроется сезон катания в курорте "Цон"?
Как только мы закончим все работы – Цон откроется. Планируем на конец следующей недели.
- Полноценный горнолыжный курорт "Цон" пока остается мечтой?
Планом. А точнее проект, который по каким-то причинам пока остается проектом. А действительность тоже неплохая. Для жителей республики есть трасса для катания.