Как создавать своими руками новогоднее волшебство, читайте в интервью Оксаны Макеевой корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой.
– Оксана, как и когда пришла идея делать игрушки своими руками?
– Два года назад мы с Евой (дочь Оксаны – ред.) лепили игрушки из глины, я искала идеи в интернете и очень часто поисковик выдавал именно ватные игрушки. А поскольку я сама фанат новогодних елочных украшений, то, конечно, заинтересовалась. Это были немецкие и дореволюционные российские игрушки. Мне стало очень интересно, я решила попробовать и в итоге втянулась так, что мне это стало не просто нравиться, а переросло в какое-то сумасшедшее увлечение: я была готова день и ночь сидеть над этими игрушками. Меня покорила теплота того, что получалось, ручной труд, частичка души, которую ты вкладываешь в каждую игрушку.
– Почему, все-таки, вата?
– Мне нравится, что игрушки из ваты – это традиция русских и немецких мастеров. Раньше практически все игрушки были сделаны своими руками. Например, моя мама всегда с такой теплотой вспоминает елочные украшения из своего детства, и они были сделаны именно из ваты: куклы, барабанщики, солдаты. Мне очень жаль, что они не сохранились.
– У игрушек очень красивые добрые лица, ты сама их раскрашиваешь?
– Каждая игрушка индивидуальна: лица леплю и расписываю я сама, научилась и этому. Не скажу, что я ас, но видно, что это ручной труд и каждое лицо выражает характер именно этой игрушки: веселый, грустный, задумчивый, лукавый. Но никогда не было такого, что я придумала игрушку и она вышла именно по задумке. Нет, все рождается в процессе.
– Сколько времени занимает работа над одной игрушкой?
– Работа над одной игрушкой занимает минимум два дня, но бывает и такое, что приходится отложить игрушку, потому что меня в ней что-то не устраивает. Я могу тогда отложить ее дня на четыре и потом посмотреть свежим взглядом, и часто бывает, что я все кардинально меняю.
– Ты делаешь именно новогодние елочные игрушки?
– Игрушки не только елочные: у меня, у друзей, родственников и заказчиков полон дом маленьких статуэточек, которые очень хорошо вписываются в интерьер и действительно дают теплоту дому. У многих самодельными игрушками бывают заставлены стеллажи, комоды, и я не исключение (улыбается – ред.).
– Сколько игрушек ты раздарила, прежде чем пришла идея их продавать?
– Игрушки я не только дарила, но и дарю, и буду дарить. Любые подарки сами по себе приятны, но ватная игрушка, да и любой ручной труд – то, что приводит людей в трепет. Мне нравится дарить эти игрушки, потому что я вижу неподдельный восторг на лицах людей и слышу слова благодарности. И это лучшее, что я могу услышать.
– У тебя уже есть клиенты? Как они тебя находят? Отправляла ли заказы в другие города?
– Покупатели меня находят чаще всего через соцсеть Instagram: я думаю, что работает сарафанное радио. Многие пишут, спрашивают, кому-то нравится, кому-то – нет, и я могу отказать покупателю, если мне в нем что-то не понравилось – грубость или претенциозность. А продаю я в разные города, в основном, в Санкт-Петербург и Краснодар. Скоро мои игрушки поедут в дальнее зарубежье, и это очень приятно, хотя бы потому, что у заказчика было пожелание выполнить именно русскую игрушку.
– Ты делаешь повторы, или игрушки существуют в единственном экземпляре?
– Повторять игрушки я не люблю: у меня нет ни одной игрушки, которая бы копировала другую. В каждой следующей всегда что-то меняется: образ, выражение лиц. Повторение – это конвейер, а я его не люблю. Наверно, в душе я свободный художник, и мне хочется вносить особую изюминку в каждую игрушку.
– Какие игрушки ты сделала к этому Новому году?
– В этом году у меня тема карнавала и маскарада: Пьеро и Арлекины, Коломбины, солдатики и клоуны. Мне все эти образы очень нравятся, они делают елку более праздничной и яркой. Рядом с ними у меня на елке висят старинные стеклянные и довоенные игрушки, и все вместе это создает дух сказки и Рождества.
– Ты помнишь игрушки, которые тебе дарили в детстве, какие образы тебе дороги?
– Самые запоминающиеся игрушки из моего детства – это немецкие куклы, которые разговаривали и у которых были невероятные наряды, непривычные советскому ребенку. Куклы были очень красивыми и продавались вместе с вещами. Мой папа привозил их из Москвы и Риги. Здесь, в Орджоникидзе, они тогда еще не продавались. Я знаю, что у моей мамы до сих пор хранится одна из таких кукол, она не выбрасывает ее и никому не отдает, а всегда говорит "пусть лежит" (улыбается – ред.).
– Какой бы ты подарок сама хотела к этому Новому году?
– Часть подарков я уже получила: у меня висят две замечательные, очень красивые картины, которые прям завораживают. А так, конечно, хотелось бы проводить больше времени с семьей. Мне нравится тишина, покой, домашний уют, когда все дома с хорошим настроением, и каждый занимается своими делами, но все равно мы все вместе. Наверно, с возрастом, приходит понимание, что это самое главное – когда все родные и близкие рядом. Это приносит душевный покой.