ЦХИНВАЛ, 30 дек - Sputnik, Дзерасса Техова. В Южной Осетии в течение последнего месяца отмечается спад заболеваемости COVID-19, считает врач-иммунолог Центральной городской поликлиники Марина Маргиева. Она оказалась "на передовой" борьбы с вирусом в самый разгар эпидемии – в октябре, и сразу попала в гущу событий.
Как в Южной Осетии дали бой коронавирусу
"В этом году был брошен вызов не только медицинскому сообществу Южной Осетии, но и всему миру. Не могу сказать, что в республике сейчас все безоблачно или что все позади, но есть мысль, что на определенный пик мы уже вышли. Это не может не радовать", - сказала Маргиева.
По ее словам, сперва было сложно из-за недостаточной подготовленности некоторых звеньев здравоохранения, ощущался сильный кадровый дефицит, ввиду того, что многие врачи сами по возрасту находятся в группе риска. Большой процент тех, кто мог "сражаться", заразились коронавирусом.
Оставшийся медперсонал справлялся как мог – пациенты поступали в неимоверном количестве, в Цхинвале даже пришлось переквалифицировать неприспособленную для таких тяжелых больных детскую больницу, так как в инфекционной все койко-места были заняты.
"Помимо своих обязанностей, необходимо было быть и психологами. Одно из проявлений коронавируса – психологический момент, включается психосоматика. Многие больные были на грани нервного срыва, и мы оказывали им психологическую помощь. Даже при отсутствии показаний к госпитализации, практически все хотели лечь в больницу. Нам подолгу приходилось отговаривать людей, так как при средней и легкой степени тяжести можно лечиться дома", - рассказала Маргиева.
Она также выразила благодарность тем, с кем работала в "красной зоне". Трудясь по 12-14 часов в сутки, медики понимали друг друга с полувзгляда. Девушка подчеркнула, что опыт, полученный в этот период, нельзя приобрести больше нигде.
Неверие в COVID усугубило эпидситуацию в Южной Осетии
По мнению врача, причина, по которой Южная Осетия в процентном отношении по темпам роста заболеваемости обогнала Дагестан (регион долгое время оставался лидером по количеству инфицированных), заключается в неверии – многие до сих пор сомневаются в существовании коронавируса.
"Мы наблюдали, что творится в Северной Осетии. Закрывать на это глаза и делать вид, что это обычная простуда, ОРВИ – глупо. А если эти слова звучат из уст медиков – это халатность и преступление. Многие не верили до последнего, пока у них не начали, к сожалению, умирать родственники, друзья, соседи, знакомые", - сказала Маргиева.
После того, как сознание людей включилось, они перестали посещать массовые мероприятия, начали носить маски в общественных местах, и заболеваемость пошла на спад, констатирует медик.
Однако расслабляться тоже не стоит, так как возможны и повторные заражения, отметила Маргиева. Иммунная система очень индивидуальна, и ни переливаниями плазмы переболевших, ни чем-либо еще нельзя поддержать уровень антител в организме – они будут находиться в теле в среднем от трех до шести месяцев, после чего количество титров будет снижаться, и человек теоретически может заразиться еще раз.
"Я советую людям, не знающим свой иммунный статус, не ходить без масок. Только если у человека есть антитела, и титр достаточно высокий, тогда он может более или менее спокойно себя вести. И этот титр антител надо контролировать – хотя бы раз в месяц, потому что не у всех он вырабатывается, даже если болезнь прошла в тяжелой форме", - отметила она.
Как сказала Маргиева, очень важно было не попасть в первую волну заболевших, потому что пока творился хаос, не хватало мест, врачи еще толком не знали, как бороться с болезнью. Если же говорить о степени тяжести заболевания, то примерно 20% заразившихся тяжело перенесли болезнь. В частности, это определенные группы людей, к которым относятся астматики и диабетики, но врач отмечает, что у них не наблюдались проблемы с выходом на поправку. Хуже обстояли дела у больных с избыточной массой тела.
Статистика еще выводится, но, по данным Маргиевой, летальность была высока среди пациентов 50-60 лет.
Как и чем лечить коронавирус
Иммунолог подчеркивает, что коронавирус существовал и раньше, но новый вид – его мутировавшая версия, потому так агрессивен. Последовательности мутаций нет, потому предугадать процесс нет возможности, особенно принимая во внимание, что с COVID-19 мир знаком всего год. Он продолжит мутировать и дальше, как это происходит каждый год и с гриппом. Болезнь адаптируется к препаратам. Потому не всегда надо прибегать к помощи противовирусных препаратов, чья эффективность не доказана.
С витаминами тоже стоит проявить осторожность, отмечает Маргиева. Сперва нужно определить, каких именно витаминов не хватает организму, и только после этого начинать их прием в адекватном количестве.
"Очень много споров по поводу антибиотикотерапии, глюкокортикостероидов, гормонов – когда их надо применять, а когда не надо. В случае коронавирусной инфекции, пациенты в основном умирают на фоне цитокинового шторма, когда идет гиперактивация иммунной системы. В таком случае вводят специальные препараты, которые начинают глушить иммунитет, так что у них есть шанс выкарабкаться", - сказала Маргиева.
Однако на фоне приема этих препаратов "вылезают" другие инфекции, бактерии. Так что надо думать, как подстраховать бактериальный фон пациентов, добавила она.
Врач также отметила, что работа в "красной зоне" - большая нагрузка и ответственность. Врачи продолжают общаться с выписанными пациентами, так как инфекция очень непредсказуема, у многих были осложнения, после которых они ходят к кардиологам, эндокринологам, терапевтам, неврологам, потому необходимо наблюдать за ними и быть готовыми ответить на вопросы и прийти на помощь.
В Южной Осетии за последние сутки выявлено 18 новых заразившихся COVID-19. Всего с начала пандемии вирусом заразились 2280 человек, вылечились - 1515. По данным республиканского многопрофильного медцентра, жертвами пандемии стали 56 человек.