Фестиваль "Музыкальные сезоны Северного Кавказа", организованный заслуженным деятелем искусств РФ Ацамазом Макоевым, завершился в столице Кабардино-Балкарии камерным концертом с участием молодого кабардинского композитора и музыканта Мурата Кабардокова, петербургского виолончелиста Игоря Ботвина и музыканта и композитора Ацамаза Макоева.
Концерт проходил в арт-центре Мадины Саральп – известного модельера. Небольшой особняк в стиле модерн по задумке владельцев – социальный и культурный объект Нальчика, в котором проходят выставки, литературные и музыкальные вечера. О серьезности намерений хозяев арт-центра говорит хотя бы тот факт, что рояль в особняке – один из самых лучших в городе. Его звучание по достоинству оценили пианисты Мурат Кабардоков и Ацамаз Макоев. Интервью с участниками концерта читайте в материале корреспондента Sputnik Анны Кабисовой.
Композитор и музыкант Мурат Кабардоков
- Чем сегодняшний концерт особенный для вас?
- Всем. Во-первых, это детище Ацамаза Макоева, и когда старший коллега приглашает младшего – это почетно. Во-вторых, это моя родина, и я рад каждый раз приезжать домой. В-третьих, такие концерты позволяют налаживать связи между регионами, а это очень важно. Мы все живем в своих мирках, а ведь между Владикавказом и Нальчиком всего полтора часа езды, и насколько это рядом, ты понимаешь, когда живешь в таком большом городе как Санкт-Петербург. Владикавказ, Минводы, Пятигорск, Черкесск, Нальчик – это же по сути единый кластер, мы все живем недалеко друг от друга и такие мероприятия нужны, чтобы объединять наши города.
- Пространство арт-центра, в котором проходил концерт, напоминает мне дореволюционные салоны, где собирались художники, поэты, музыканты…
- Это пространство особенное, и я могу про него много говорить: и про рояль и владельцев, а это известный модельер Мадина Саральп, а также директор "Эрмитаж-Кавказ" Альберт Саральп, которые по-настоящему радеют за культуру. Они же не проектировали это пространство как музыкальную гостиную, но судьба благоволила к ним и акустика позволяет делать здесь хорошие камерные концерты. Мадина и Альберт всегда с удовольствием откликаются на подобные проекты. И я считаю, что этот арт-центр один из лучших на Северном Кавказе.
- Как вы подбирали программу для сегодняшнего концерта?
- Мы с Ацамазом Макоевым неплохо играем на фортепиано (улыбается) и это было базой, но при этом я предложил участие виолончелиста Игоря Ботвина, с которым давно играю и у нас есть своя программа. Также я предложил Ацамазу Владимировичу, чтобы Игорь сыграл одну из его пьес. И я очень рад, что у нас все получилось.
- В конце вечера ваш учитель Джабраил Хаупа (выдающийся музыкант и композитор, чье творчество во многом определило развитие национальной музыки Кабардино-Балкарии – ред.) сказал о том, как важно найти свою интонацию в море музыки. За счет чего вы ее пытаетесь найти и находите?
- Всегда имеет значение среда, в которой ты родился, а также язык. Я одинаково владею и кабардинским и русским языками, а также насколько хорошо знаю адыгскую музыку, настолько же хорошо знаю европейскую академическую и русскую музыку. И вот эти три ипостаси, их синтез, как мне кажется, добавляют в мою музыку свою интонацию. Я не пишу сугубо национальную, или, наоборот, чисто европейскую музыку. Я пишу то, что считаю естественным для себя, но при этом опираюсь на свое мировоззрение кавказца.
- Что нужно сделать, чтобы вокруг не было столько низкопробной попсы?
- Попса попсе – рознь, но если вы говорите действительно о низкопробном, то надо в целом менять культуру потребления, и это касается не только музыки. Надо приобщать публику к другому, в том числе и такими концертами.
Без лишнего хвастовства могу сказать, что когда приезжаю в Нальчик, то вижу много молодых ребят, которые приходят на мои концерты, и я понимаю, что не зря приезжаю. Я это говорю не к тому, что делаю что-то выдающееся и что очень крут, но все-таки у меня музыка не попсовая и не самая понятная. Тем не менее, люди приходят, слушают, и это меня очень радует.
- Люди, которые отрываются от родины и живут за ее пределами, не всегда возвращаются в родной город (Мурат Кабардоков окончил Санкт-Петербургскую консерваторию и сейчас живет и работает в Петербурге – ред.). Вы для себя обозначили цель, что будете приезжать в Нальчик и в целом на Северный Кавказ с концертами?
Просто мне здесь нравится. Я не могу постоянно здесь находиться по профессиональным причинам, но я хочу сюда возвращаться и хочу играть для людей, которые приходят слушать классическую музыку. Это очень ценно для меня.
Председатель Союза композиторов Северного Кавказа, заслуженный деятель искусств РФ, композитор и музыкант Ацамаз Макоев
- Фестиваль "Музыкальные сезоны Северного Кавказа" завершился в Нальчике, адресую и вам первый вопрос, который задала Мурату Кабардокову: чем для вас этот концерт стал особенным?
- Для меня это был очень важный концерт. Я всегда мечтал, чтобы на одном концерте звучала музыка Джабраила Хаупы и Мурата Кабардокова, который, на мой взгляд, сейчас у нас в стране один из самых лучших молодых композиторов. Ну и я посмел рядышком поиграть свои сочинения (улыбается). В арт-центре, где проходил концерт, приобрели самый лучший и уникальный рояль. И это о многом говорит.
- Какую цель вы ставили для себя, организовывая этот фестиваль?
- Изначально, когда задумывался фестиваль, я думал о том, чтобы главной публикой на концертах должны быть учащиеся музыкальных школ и училищ. Мы понимали, что молодежь впервые слушала всех композиторов в таком объеме сразу. Если говорить о Северной Осетии, то уже четыре года, как подобных концертов, где бы звучала музыка осетинских композиторов, - не было.
Фестиваль охватил несколько регионов, и там исполнялась музыка всех местных композиторских школ. Мы восполняем этот пробел, потому что самое тяжелое в этом столетии – то, что музыка современных авторов практически не может попасть на сцену государственных концертных учреждений. В основном, там звучит русская и зарубежная классика и симфонические оркестры занимаются тем, что обслуживают мировой репертуар, но не формируют новый – то, что делалось в двадцатом столетии выдающимися дирижерами и музыкантами. И вот этот пробел мы хоть чуть-чуть, но устраняем. Например, на концерт в Элисту Эдуард Дауров повез осетинские песни, а сам выучил и исполнил калмыцкие.
В Нальчике на предыдущем концерте звучала музыка кабардинских классиков Джабраила Хаупы, Хавпачева и молодого Кабардокова, а также произведения осетинских композиторов: Феликса Алборова, Татархана Хосроева и Николая Кабоева. В Волгограде проходил концерт памяти 75-летию победы в ВОВ и подобный концерт проходил у нас во владикавказском Доме офицеров. А для меня кульминацией был концерт в Грозном, где на сцене дети исполняли классику, а также чеченскую и осетинскую музыку. Цель всех фестивалей, которые мне удалось провести, - это в первую очередь, показ слушателям и молодым музыкантам произведений композиторских школ нашего региона.
- В этом году из-за пандемии много мероприятий переносилось, вашему фестивалю что-то помешало?
- Онлайн-концерты прошли в Волгограде и Махачкале, а все остальные - с ограниченным количеством зрителей и с соблюдением всех санитарных норм. Буквально на днях открыли Ставрополь, так как в их филармонии подключили аппаратуру, которая обеззараживает воздух. В Ставрополе состоялся концерт мастеров искусств Северной Осетии, с участием солистов североосетинской филармонии, а также юной скрипачки Томирис Датиевой, лауреатом нашего конкурса "Провинциальная симфония", которая исполнила произведения Николая Кабоева и Игоря Насонова. Также для меня стало открытием мобильность, профессионализм и красота во всех отношениях ансамбля скрипачей владикавказского колледжа искусств под руководством Ирины Ивановой.
- В рамках фестиваля у вас состоялся персональный концерт в Кисловодске, расскажите об этом.
- В Кисловодске находится старейшая на Северном Кавказе филармония, бывший курзал. И вот судьба сделала мне такой подарок: я играл свой клавир на рояле в историческом зале и боялся. Только представьте, что здесь играли Сафонов, Рахманинов, Скрябин, Гилельс, Рихтер, Нейгауз, Горностаева – все великие. Поэтому это событие можно записать в биографию. В зале собралось много слушателей, в большинстве своем отдыхающие, которые понятия не имеют, кто такой Макоев, но афиши концерта висели везде вдоль курортного бульвара и люди просто приходят слушать музыку.
- Какая поддержка нужна фестивалю, чтобы на такие концерты в Северной Осетии приходила и обычная публика, а не только учащиеся музыкальных школ?
- На средства полученного гранта мы смогли достойно оплатить участие каждого музыканта, и у нас даже была возможность пригласить известного виолончелиста Игоря Ботвина, который на один день ради концерта прилетел из Петербурга в Нальчик. И он играл кабардинскую и осетинскую музыку. Самая большая проблема для нас – отсутствие зала с роялем во Владикавказе, в других регионах такой проблемы нет и они с восторгом и с распростертыми объятиями принимают нас уже третий год.
Фестиваль "Музыкальные сезоны Северного Кавказа" проходит на средства гранта "Российского фонда культуры", предоставленного в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура".