Почему работа фотокорреспондента в условиях современного мира становится все сложнее? Как делать качественные фотографии и оставаться конкурентоспособным? Какие секреты фотомастерства помогают в работе? Об этом и многом другом участникам вебинара рассказал специальный фотокорреспондент медиагруппы "Россия сегодня", лауреат World Press Photo-2016 в номинации "Спортивные истории", победитель, призер и член жюри различных международных и российских фотоконкурсов Владимир Песня.
Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!
Эксперт рассказал, что любое изображение может быть иллюстрацией новости. Тем не менее, хорошее фото - больше, чем фиксация события, оно должно заставить человека остановиться и задуматься. У каждого фотографа свой универсальный рецепт.
"Мое глубочайшее убеждение состоит в том, - сказал он, - что хорошая новостная фотография – это нечто большее, чем просто иллюстрация, чем банальная фиксация состоявшегося события. Фотография – это то, что заставляет остановиться и задуматься не о факте, а о сути события", - отметил Песня.
Он разделил события на прогнозируемые, частично прогнозируемые и не прогнозируемые. К первому случаю относят заранее запланированные события: спортивные мероприятия, открытия магазинов, форумов, театральные постановки. Второй момент – это внеплановые события. Третий тип - работа в зонах катастроф или боевых действий, где от тебя ничего не зависит.
"К примеру, во время финала чемпионата мира по футболу, на поле село НЛО. К таким же случаям можно отнести работу фотографа в зоне катастроф, боевых действий, когда, понятно, все предусмотреть нереально, но какие-то вещи, исходя из своего или чужого опыта, можно предсказать", - отметил специалист.
Фиксировать эмоции и чувства
Фотограф, как правило, редко является свидетелем происшествий, а приезжает уже на место после основных событий.
"Здесь важно быстро зафиксировать и передать карточки в редакцию. Сохранить свою жизнь и здоровье. Нужно фиксировать моменты не просто, нажимая на кнопку, а продумывать их, чтобы заставить людей сопереживать", - сказал Владимир и привел в пример личный опыт – теракт в парижской опере "Батаклан", который произошел 13 ноября 2015 года. В то время российский фотокор находился в Бордо в командировке. Чтобы добраться до места событий, ему понадобилось около пяти часов.
Понятное дело, что перестрелка закончилась и, по сути, все события уже завершились. И тогда фотокор принял решение снимать реакцию людей и делать символические кадры.
"Иногда следы произошедшего - кровь на асфальте, разрезанные вещи людей, которым оказывали помощь и, конечно же, реакция может рассказать о событии больше, чем шум, стрельба и суматоха, - отметил эксперт. - В процессе съемок пришлось проявить изворотливость, чтобы попасть за полицейское оцепление и в места, где находилось французское правительство".
Фотограф, как пионер, должен быть всегда готов
Да, большая часть событий является прогнозируемыми. Но все равно стоит предусмотреть массу нюансов. В частности, выбрать нужный объектив, точку съемки, знать, что происходит вокруг и не мешать людям. Например, фотографируя спорт, неплохо бы иметь представление о геометрии перемещения атлетов, держать в голове индивидуальные особенности своих героев.
"Фон должен не отвлекать, а подчеркивать движение спортсменов. Нужно быть внимательным к деталям, по-разному играть с лучами и тенями, не забывать об интересных моментах вокруг", - посоветовал эксперт.
Среди любимых видов спорта он назвал фигурное катание и художественную гимнастику.
"Спорт мы любим за яркие и неподдельные эмоции, обращайте на них внимание и не забывайте про юмор", - добавил он.
А вот когда речь идет о работе в "горячих точках", внезапных событиях, то здесь важна скорость – быстро добраться до места, быстро сообразить, что снять, быстро передать картинку в редакцию, при этом остаться в живых, целым и невредимым.
"Героизм в нашем деле - вредная штука. Мертвый фотограф карточек в редакцию не принесет. И вообще – самая гениальная фотография не стоит человеческой жизни".
Если соблюдать разумные правила предосторожности, а в таких съемках нет других премудростей, - по сути событие снимает себя само. Важно поворачиваться в нужную сторону и нажимать на кнопку.
Не навреди!
"Социальная сфера – постоянное решение этических и нравственных проблем. Что стоит показать, а что - нет, решать фотографу. Главный принцип - не навредить, ни один репортаж не стоит поломанной судьбы", - подчеркнул Песня.
Во время проблемной съемки он посоветовал наладить контакт со своим героем и держать баланс: не делать людей несчастными, но и не скатываться в чернуху. Также не лишним будет и взять качественную камеру.
"Для хороших кадров техника важна, но снимает не камера, а человек. Она позволяет автору быть более свободным", - отметил эксперт
Касательно обработки фото, он сказал, что она не занимает много времени. Зачастую - это кадрирование и добавление контрастности. На прощание Песня посоветовал думать над кадром и подмечать прекрасное и интересное рядом.
Видеть жизнь через объектив
Даже на самую простую камеру можно снять впечатляющие кадры, уверен Песня.
По его словам, мощность и разнообразие аппаратуры позволяют фотографу чувствовать себя более свободно в выборе сюжетов и меньше завесить от капризов погоды и освещения. Но не страшно, если у вас пока не самые топовые камеры и объективы. В этом случае нужно тщательнее продумывать свои сюжеты, съемки и не браться за заведомо невыполнимые задачи.
По мнению эксперта, мастер должен обладать не только фотографическими знаниями, но быть гармонично развитой личностью – любителем и знатоком хорошей литературы, музыки, кинематографа, истории, естественных наук – все это важно.
Сегодня ценится умение фотографа рассказывать истории с помощью изображения. Современная визуальная журналистика ориентируется именно на этот способ подачи, а не на одиночные фотографии.
Что такое SputnikPro
SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как руководители подразделений Sputnik, так и другие известные российские журналисты и эксперты.
С марта 2018 года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3000 слушателей из 80 государств. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.
Sputnik – одно из крупнейших международных СМИ, объединяющее мультимедийные интернет-сайты на 33 языках, аналоговое и цифровое радиовещание в более чем 90 городах мира. Новостные ленты Sputnik круглосуточно поставляют информацию ведущим изданиям по всему миру на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет более 80 миллионов посетителей в месяц, общее количество подписчиков в соцсетях Sputnik превышает 20 миллионов. В 24 редакционных центрах по всему миру, от Бишкека до Кишинева и от Пекина до Монтевидео, работает свыше тысячи человек десятков национальностей. Sputnik входит в медиагруппу "Россия сегодня". Головной офис Sputnik находится в Москве.