Народный художник Южной Осетии Хсар Гассиев родился в 1929 году в Цхинвале в семье интеллигентов.
После войны, в 1945 году, Хсар поступил в Цхинвальское художественное училище, где его преподавателем и старшим другом стал Махарбег Туганов.
Окончив училище с отличием, Хсар сдал экзамены в Московский институт прикладного искусства, прошел по баллам, но его не зачислили, как "сына врага народа". На следующий год, в 1951-м, поступил в Тбилисскую Академию художеств. В 1957 году он защитил диплом в мастерской Аполлона Кутателадзе и Василия Шухаева.
После академии художник много экспериментировал: писал пьесы, делал декорации для театральных постановок и играл роли в театре им. Руставели в Тбилиси.
В 1961 году стал членом Союза художников СССР.
© Страница в FacebookПерсональная выставка в г. Орджоникидзе (Владикавказ). 1980 г.
Персональная выставка в г. Орджоникидзе (Владикавказ). 1980 г.
© Страница в Facebook"Натюрморт на мосту", 1993 г., 80х100 см., холст\масло.
"Натюрморт на мосту", 1993 г., 80х100 см., холст\масло.
© Страница в Facebook "Зимний вечер в Цхинвале", 1986 г., 80х100, холст/масло.
"Зимний вечер в Цхинвале", 1986 г., 80х100, холст/масло.
© Страница в Facebook"Мальчик болеет", 1991 г.
В воспоминаниях Хсара Гассиева того времени есть много мрачных эпизодов. В подвал по ночам пробирались крысы, а он не спал и защищал от них сестру. Старшие ребята во дворе предлагали драться за еду: если побьешь соперника - накормим. "Я знал цену своим синякам – кукурузная лепешка, кусок сыра, тарелка лобио... Список людей, которым надо отомстить, если мама не вернется".
В воспоминаниях Хсара Гассиева того времени есть много мрачных эпизодов. В подвал по ночам пробирались крысы, а он не спал и защищал от них сестру. Старшие ребята во дворе предлагали драться за еду: если побьешь соперника - накормим. "Я знал цену своим синякам – кукурузная лепешка, кусок сыра, тарелка лобио... Список людей, которым надо отомстить, если мама не вернется".
"Мальчик болеет", 1991 г.
В воспоминаниях Хсара Гассиева того времени есть много мрачных эпизодов. В подвал по ночам пробирались крысы, а он не спал и защищал от них сестру. Старшие ребята во дворе предлагали драться за еду: если побьешь соперника - накормим. "Я знал цену своим синякам – кукурузная лепешка, кусок сыра, тарелка лобио... Список людей, которым надо отомстить, если мама не вернется".
В воспоминаниях Хсара Гассиева того времени есть много мрачных эпизодов. В подвал по ночам пробирались крысы, а он не спал и защищал от них сестру. Старшие ребята во дворе предлагали драться за еду: если побьешь соперника - накормим. "Я знал цену своим синякам – кукурузная лепешка, кусок сыра, тарелка лобио... Список людей, которым надо отомстить, если мама не вернется".
© Страница в Facebook"Музыканты", 1994 г. 100х80 см., х\м.
"Музыканты", 1994 г. 100х80 см., х\м.
© Страница в Facebook"Базарный день", 1976, холст на картоне/масло.
"Базарный день", 1976, холст на картоне/масло.
© Страница в Facebook"Катание с горки", 1984 г., холст/масло.
"Катание с горки", 1984 г., холст/масло.
© Страница в Facebook"Сороковой день" 1991 г.
"Сороковой день" 1991 г.
© Страница в Facebook"На веранде". Из серии " Старый Цхинвал".
"На веранде". Из серии " Старый Цхинвал".
© Страница в Facebook"Дорога к Храму" 1989 г.
"Дорога к Храму" 1989 г.
© Страница в Facebook"Гостеприимство", 1999 г., холст/масло.
"Гостеприимство", 1999 г., холст/масло.
© Страница в Facebook"Подруги дней суровых"
"В 1938 году мою мать посадили на 9 лет как "жену врага народа". В тюрьме она подружилась с двумя женщинами: Ниной из Москвы и Сашей из Саратова. У них не было детей и, когда мама получала наши письма и рыдала, читая их, подруги плакали вместе с ней и утешали ее..."
"В 1938 году мою мать посадили на 9 лет как "жену врага народа". В тюрьме она подружилась с двумя женщинами: Ниной из Москвы и Сашей из Саратова. У них не было детей и, когда мама получала наши письма и рыдала, читая их, подруги плакали вместе с ней и утешали ее..."
12/29
© Страница в Facebook
"Подруги дней суровых"
"В 1938 году мою мать посадили на 9 лет как "жену врага народа". В тюрьме она подружилась с двумя женщинами: Ниной из Москвы и Сашей из Саратова. У них не было детей и, когда мама получала наши письма и рыдала, читая их, подруги плакали вместе с ней и утешали ее..."
"В 1938 году мою мать посадили на 9 лет как "жену врага народа". В тюрьме она подружилась с двумя женщинами: Ниной из Москвы и Сашей из Саратова. У них не было детей и, когда мама получала наши письма и рыдала, читая их, подруги плакали вместе с ней и утешали ее..."
© Страница в Facebook"Зеленщик", 1980 г., картина из собрания Государственного музея Востока.
"Зеленщик", 1980 г., картина из собрания Государственного музея Востока.
© Страница в FacebookАнсамбль "Урствайлаг", 1978 г., 200х150 см., холст/масло.
Данных о местонахождении пока нет, у художника осталось только ч/б фото.
Ансамбль "Урствайлаг", 1978 г., 200х150 см., холст/масло.
Данных о местонахождении пока нет, у художника осталось только ч/б фото.
© Страница в Facebook"Рассвет", 2005, 160х100 см, холст/масло
"Рассвет", 2005, 160х100 см, холст/масло
© Страница в FacebookКоста в селе Нар, 1975 г., 150х200 см., холст/ масло.
Данных о местонахождении пока нет, у художника осталось только ч/б фото.
Коста в селе Нар, 1975 г., 150х200 см., холст/ масло.
Данных о местонахождении пока нет, у художника осталось только ч/б фото.
© Страница в FacebookСпящий мельник, 2001 г., 70х60, холст/масло.
Спящий мельник, 2001 г., 70х60, холст/масло.
© Страница в Facebook"Айсай Аназай"(Почетный рог, бокал), 1979
200х300 см, холст/масло.
Праздничное застолье. Своеобразная летопись города Цхинвал тех времен. Каждый персонаж картины имеет реальный прототип.
Из собрания Северо-Осетинского художественного музея им. М. Туганова. К сожалению, лучшего фото нет.
200х300 см, холст/масло.
Праздничное застолье. Своеобразная летопись города Цхинвал тех времен. Каждый персонаж картины имеет реальный прототип.
Из собрания Северо-Осетинского художественного музея им. М. Туганова. К сожалению, лучшего фото нет.
"Айсай Аназай"(Почетный рог, бокал), 1979
200х300 см, холст/масло.
Праздничное застолье. Своеобразная летопись города Цхинвал тех времен. Каждый персонаж картины имеет реальный прототип.
Из собрания Северо-Осетинского художественного музея им. М. Туганова. К сожалению, лучшего фото нет.
200х300 см, холст/масло.
Праздничное застолье. Своеобразная летопись города Цхинвал тех времен. Каждый персонаж картины имеет реальный прототип.
Из собрания Северо-Осетинского художественного музея им. М. Туганова. К сожалению, лучшего фото нет.
© Страница в Facebook"На ярмарку (В город)", 1982 г. 80х100 см., х\м.
"На ярмарку (В город)", 1982 г. 80х100 см., х\м.
© Страница в Facebook"Мать", 1963 г.
"Мать", 1963 г.
© Страница в Facebook"В Нальчике после бани"
"В Нальчике после бани"
© Страница в FacebookБез названия, 1966 г., картон/темпера.
Из коллекции Руслана Серафимовича Кочиева (Аскида), а теперь его сына Руслана.
Без названия, 1966 г., картон/темпера.
Из коллекции Руслана Серафимовича Кочиева (Аскида), а теперь его сына Руслана.
© Страница в Facebook"Возвращение".
"Возвращение".
© Страница в Facebook"Воспоминание. Бабушка" 1973 г. Из собрания Томского художественного музея.
Рассказ художника: "1938 год. Я шел из школы и встретил маму с конвоирами. Она сказала: "сынок, дома на плите обед, поешь, я скоро приду…" Следующий раз мы увиделись через 11 лет. На картине изображена бабушка около тюрьмы, где содержалась моя мать, на заднем фоне брат бабушки и я. Собака перед тюрьмой - это Сталин..."
Рассказ художника: "1938 год. Я шел из школы и встретил маму с конвоирами. Она сказала: "сынок, дома на плите обед, поешь, я скоро приду…" Следующий раз мы увиделись через 11 лет. На картине изображена бабушка около тюрьмы, где содержалась моя мать, на заднем фоне брат бабушки и я. Собака перед тюрьмой - это Сталин..."
"Воспоминание. Бабушка" 1973 г. Из собрания Томского художественного музея.
Рассказ художника: "1938 год. Я шел из школы и встретил маму с конвоирами. Она сказала: "сынок, дома на плите обед, поешь, я скоро приду…" Следующий раз мы увиделись через 11 лет. На картине изображена бабушка около тюрьмы, где содержалась моя мать, на заднем фоне брат бабушки и я. Собака перед тюрьмой - это Сталин..."
Рассказ художника: "1938 год. Я шел из школы и встретил маму с конвоирами. Она сказала: "сынок, дома на плите обед, поешь, я скоро приду…" Следующий раз мы увиделись через 11 лет. На картине изображена бабушка около тюрьмы, где содержалась моя мать, на заднем фоне брат бабушки и я. Собака перед тюрьмой - это Сталин..."
© Страница в Facebook"Бабушка у окна"
1991 г. холст/масло.
"Бабушка у окна"
1991 г. холст/масло.
© Страница в Facebook"Ожидание. Бабушка"
холст, масло
Художник вспоминает: В детстве я жил в состоянии ожидания матери из ссылки, отца - мы долгое время не знали, что он убит, братьев отца, ушедших на фронт... Ожидание - наверное, главная тема моего творчества...
холст, масло
Художник вспоминает: В детстве я жил в состоянии ожидания матери из ссылки, отца - мы долгое время не знали, что он убит, братьев отца, ушедших на фронт... Ожидание - наверное, главная тема моего творчества...
"Ожидание. Бабушка"
холст, масло
Художник вспоминает: В детстве я жил в состоянии ожидания матери из ссылки, отца - мы долгое время не знали, что он убит, братьев отца, ушедших на фронт... Ожидание - наверное, главная тема моего творчества...
холст, масло
Художник вспоминает: В детстве я жил в состоянии ожидания матери из ссылки, отца - мы долгое время не знали, что он убит, братьев отца, ушедших на фронт... Ожидание - наверное, главная тема моего творчества...
© Страница в Facebook"Танец гор" 1985 год, х/м, 200х300 см.
"Танец гор" 1985 год, х/м, 200х300 см.
© Страница в Facebook"Воспоминание. Голубая корова", 1963 г.
"Тема картины возникла так:
1944 год. Мой дядя вернулся с фронта на костылях. Хотел продать свою старую корову (она была невероятного голубого цвета), а ее никто не покупал. И вот каждое воскресенье корову гнали в город: дядя – на машине, а я пешком. Путь не близкий, больше двадцати километров в один конец и столько же обратно. Как-то я встретил в городе друзей, задержался, а после шел один, когда уже сильно стемнело. Вел корову, дрожал от холода и страха; мрачные черные скалы стояли, как истуканы. Я еле доплелся домой".
"Тема картины возникла так:
1944 год. Мой дядя вернулся с фронта на костылях. Хотел продать свою старую корову (она была невероятного голубого цвета), а ее никто не покупал. И вот каждое воскресенье корову гнали в город: дядя – на машине, а я пешком. Путь не близкий, больше двадцати километров в один конец и столько же обратно. Как-то я встретил в городе друзей, задержался, а после шел один, когда уже сильно стемнело. Вел корову, дрожал от холода и страха; мрачные черные скалы стояли, как истуканы. Я еле доплелся домой".
"Воспоминание. Голубая корова", 1963 г.
"Тема картины возникла так:
1944 год. Мой дядя вернулся с фронта на костылях. Хотел продать свою старую корову (она была невероятного голубого цвета), а ее никто не покупал. И вот каждое воскресенье корову гнали в город: дядя – на машине, а я пешком. Путь не близкий, больше двадцати километров в один конец и столько же обратно. Как-то я встретил в городе друзей, задержался, а после шел один, когда уже сильно стемнело. Вел корову, дрожал от холода и страха; мрачные черные скалы стояли, как истуканы. Я еле доплелся домой".
"Тема картины возникла так:
1944 год. Мой дядя вернулся с фронта на костылях. Хотел продать свою старую корову (она была невероятного голубого цвета), а ее никто не покупал. И вот каждое воскресенье корову гнали в город: дядя – на машине, а я пешком. Путь не близкий, больше двадцати километров в один конец и столько же обратно. Как-то я встретил в городе друзей, задержался, а после шел один, когда уже сильно стемнело. Вел корову, дрожал от холода и страха; мрачные черные скалы стояли, как истуканы. Я еле доплелся домой".
© Страница в Facebook"Хсар Гассиев. 1979 г. Каждое воскресенье - день набросков на базаре. В руках блокнот, карандаш и раскладной стул."
"Хсар Гассиев. 1979 г. Каждое воскресенье - день набросков на базаре. В руках блокнот, карандаш и раскладной стул."