Хаджи-Умар Мамсуров родился в 1903 году в семье крестьянина-осетина. Как истинный кавказец, Хаджи-Умар начал воевать еще подростком – в июне 1918 года по совету своего дяди он вступил в Красную Армию. Его зачислили в горскую кавалерийскую сотню 11-й армии.
Уже после Гражданской войны он окончил окружную военно-политическую школу и стал преподавателем в Краснодарской кавалерийской школе, совмещая педагогическую деятельность с участием в боевых операциях по ликвидации банд на Северном Кавказе. Смелость и мужество молодого преподавателя не остаются незамеченными, и в 1927-м Мамсуров назначается сначала помощником, а затем и военным комиссаром отдельного сводного национального кавалерийского полка Северо-Кавказского военного округа. Потом ему довелось командовать разведдивизионом и учиться на разведывательных курсах усовершенствования командного состава при Разведуправлении Штаба РККА.
Как Мамсуров стал македонцем Ксанти
С этого времени начинается новый этап в жизни майора Мамсурова. Сразу после окончания курсов в феврале 1936-го он назначается секретным уполномоченным специального отделения "А" (активная разведка, ныне – специальная разведка) Разведуправления Штаба РККА и направляется в Испанию в качестве военного советника – специалиста по партизанской войне.
Пребывание советских военных специалистов на стороне республиканцев легендировалось тогда под иностранных волонтеров. Так, осетин Мамсуров стал македонцем - полковником Ксанти, одним из руководителей партизанского движения Испании. О смелом и удачливом полковнике Ксанти слагались легенды.
Не обошел его своим вниманием и Эрнест Хемингуэй. Именно полковник Ксанти явился прототипом героя романа Хемингуэя "По ком звонит колокол" – героического волонтера американца Роберта Джордана. Но в отличие от погибшего в финале хемингуэевского романа Джордана, Мамсуров был куда удачливее.
В Мадриде в октябре 1936-го он познакомился со своей будущей женой – переводчицей Линой-Паулиной, прибывшей в СССР из Аргентины в 1932-м и направленной Коммунистическим интернационалом молодежи в Испанию (в Советском Союзе позднее ее будут звать уважительно на русский манер Лина-Паулина Вениаминовна).
Полученные ранение в руку и контузия не помешали полковнику Ксанти продолжать воевать. Поправившись, Мамсуров совершал диверсионные рейды во вражеский тыл, взрывал мосты, уничтожал противника из засад.
Командир диверсантов
В сентябре 1937-го Мамсуров вернулся в СССР. Время было жестокое, попал под расстрел его дядя – Саханджери Мамсуров, заподозренный в симпатиях к Троцкому. Впрочем, к Хаджи-Умару у НКВД претензий не было, более того, вскоре он возглавил специальный отдел Разведуправления.
Во время финской войны Мамсуров руководит созданием диверсионных отрядов в составе действующих армий. В конце января 1940 года лично формирует в составе 9-й армии диверсионный отряд из ленинградских спортсменов-лыжников. Под его командованием отряд численностью 300 человек, разбившись на несколько групп, совершает дерзкие вылазки в тыл противника на глубину до 120 километров.
О действиях диверсионного отряда он докладывал на совещании начальствующего состава по обобщению опыта боевых действий против Финляндии в апреле 1940 года. В заключение доклада Мамсуров, отмечая высокую результативность действий диверсионных отрядов, предложил "...решить вопрос о создании таких специальных частей сейчас в ряде округов, чтобы их начать готовить. В руках начальников штабов армий или командований армий эти части принесут пользу, выполняя помимо специальной работы также задачи более дальней разведки, чем ведут войска".
Несмотря на высокую оценку действий диверсионных отрядов, к рекомендациям полковника Мамсурова все же не прислушались. После окончания войны с белофиннами он был назначен начальником 5-го отдела Разведуправления Генерального штаба.
Мастер рейдов по тылам
В годы Великой Отечественной в качестве начальника особой оперативной группы ГРУ Генштаба организовывал партизанское движение на Западном, Северо-Западном и Ленинградском фронтах, был начальником штаба Южного партизанского движения, заместителем начальника 2-го управления ГРУ, затем командовал 2-й гвардейской Крымской кавалерийской дивизией.
Лев Толстой, рассказывая о чеченском военачальнике Хаджи-Мурате, писал: "Все походы и набеги его были поразительны по необыкновенной быстроте переходов и смелости нападений, всегда увенчивавшихся успехами". Эти слова в полной мере применимы и к Хаджи-Умару. Мамсуров показал немцам настоящую кавказскую войну. Он был мастером совершения сокрушительных рейдов по тылам противника.
Зарождение спецназа
После войны он растет по командной линии, становится командующим 38-й общевойсковой армии Прикарпатского военного округа. 28 октября 1957 года генерал-лейтенант Мамсуров назначается первым заместителем начальника Главного разведывательного управления. На этом посту он много сил вкладывает в развитие и совершенствование оперативной разведки.
Особое внимание уделяется спецназу. Уже к 1964 году вместо одиннадцати отдельных рот специального назначения, оставшихся после неоднократных сокращений Вооруженных Сил, группировка сил военной разведки специального назначения включала в себя десять отдельных бригад, два отдельных отряда и шесть отдельных рот. В этот же период под руководством генерал-полковника Мамсурова проводятся крупные опытные учения с формируемыми частями спецназа и разрабатываются документы по их боевому применению.
Напряженный ритм жизни и война подточили здоровье человека-легенды. Смерть застала Хаджи-Умара Мамсурова 5 апреля 1968-го на боевом посту в должности первого заместителя начальника ГРУ Генштаба.