В четверг отмечают международный день музыки. Заслуженный артист Южной Осетии, педагог Цхинвальского музыкального училища Ацамаз Сланов рассказал корреспонденту Sputnik Азамату Кулумбегову, когда и почему он связал свою жизнь с музыкой, творчеству каких музыкантов отдает предпочтение сам и что думает о вкусах молодежи.
– С музыкой я профессионально связался больше 20 лет назад. В детстве я любил музыку, но не было уверенности, что смогу стать музыкантом. И в детском садике, и в школе все преподаватели говорили, что у меня проблемы со слухом, и это отбивало всякое стремление заниматься. Однако меня не покидало желание профессионально заняться музыкой, и я пришел в училище к моему первому педагогу Кулумбеговой Ольге Борисовне. Она меня прослушала, и тогда-то я понял, что могу петь. Это придало мне уверенности, и я много трудился. Не скажу, что добился больших успехов, но было желание работать над собой.
Это было сложное время – мы учились в очень непростых условиях, топили "буржуйки", половину занятия у нас занимал этот процесс. Через три года после окончания музыкального училища я поступил в консерваторию в городе Краснодаре. Я хотел стать одним из лучших в своей профессии. Насколько мне это удалось, конечно же, судить зрителям и слушателям, но я старался.
– Какую роль музыка играет в вашей жизни?
– Это очень сложный вопрос, однозначного ответа на него нет. С одной стороны – это, как-бы, заработок, но с другой – я не отношусь к музыке с потребительской стороны. Бывает, что люди работают в одной профессии, но они вынужденно находятся на этой работе, а в моем случае музыка – это больше чем профессия, нечто такое, что может успокоить, настроить, дать надежду. Не бывает дня без музыки.
– Как, на ваш взгляд, развивается музыка в Южной Осетии? Нет ли ощущения некой стагнации?
– Я думаю, что она развивается. Конечно, черепашьими шагами, хочется большего, но для этого нужны определенные условия. Если бы у нас все было, то, конечно, отношение людей к этому виду искусства было бы совершенно другое. Люди бы смотрели с энтузиазмом в музыкальное будущее.
– Молодежь сейчас редко увлекается классической музыкой, предпочитая ей поп-музыку.
– Молодежь в этом не виновата. Сегодняшняя реальность диктует ей образ поведения. Я считаю, что музыкальная жизнь – то, что касается училища, обучения – не пострадает, и будет придерживаться тех устоев, которые сложились в нашем профессиональном заведении. Пропаганда классической музыки зависит как от общества, так и от средств массовой информации. Молодежи предлагается готовая продукция, она не совсем качественная, но они другой не видят.
– Есть ли у вас ученики, в которых вы видите будущих профессионалов?
– Они есть, но вынуждены работать в непрофильных профессиях, потому что жить на что-то нужно. Современные реалии, к сожалению, таковы. Они, с одной стороны, любят музыку, а с другой – им приходится разрываться между работой и училищем.
– Кто из современных музыкантов вам нравится?
– Я ценю творчество и талант Дмитрия Хворостовского. К сожалению, его уже нет, но я всегда восхищался его отношением к музыке, он для меня является эталоном.
– Какую музыку вы слушаете каждый день?
– Классику! Русскую и зарубежную. Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Верди, Пуччини. Много слушаю инструментальную музыку.
– На каких музыкальных инструментах вы играете?
– Фортепиано, гитара. На слух могу сыграть практически на любом инструменте.