Залина Кулумбегова, Sputnik
Эта история произошла в 1920 году в селении Цорбис Знаурского района, когда грузинские войска вторглись на территорию Южной Осетии. О смелости Ники Цховребовой Sputnik рассказала супруга ее правнука Вера Кабисова.
"Ника вышла замуж в село Гергауловых в Дзауском районе. Потом муж скончался, и она вернулась со своим сыном и двумя дочками в отцовский дом, в село Цорбис", - начинает рассказ Вера.
На тот момент семья Цховребовых считалась зажиточной, в их владении была большая часть местных земель.
"Так как у брата Ники не было наследника, он передал своему племяннику часть своих владений. Здесь, спустя какое-то время, Ника вместе со своими детьми начинает строительство дома", - говорит Вера.
Летом 1920 года грузинские карательные войска вторгаются в Южную Осетию. Цель – подавить национально-освободительное движение осетин.
Вскоре грузинские войска дошли и до села Цорбис, жители оставляли свои дома и в страхе бежали. Село в спешке покидали старики, женщины с детьми. Зайдя в Цорбис, грузинские солдаты стали обходить дома, забирать ценные вещи, угонять скот. А все что не могли унести, сжигали вместе с домами и строениями.
"Ника тогда осталась дома, не убежала. По рассказам родственников, она была маленького роста, и до того, как грузинские солдаты зашли в дом, она успела спрятаться в кустах крапивы", - рассказывает Вера Кабисова.
Было неудивительно почему солдаты выбрали именно ее дом - он был новый и большой, заметно выделялся среди других деревенских домов. По рассказам, переходившим из поколения в поколение, войдя во внутрь, грузинские солдаты начали собирать все, что попадалось им на глаза, в одну кучу в центре комнаты и, опрокинув на вещи шкаф, подожгли их.
"Ника дождалась момента, и когда они ушли в сторону леса, выбежала из кустов крапивы и начала тушить огонь. Ей повезло, что речка находилась в паре метров от дома", - рассказывает Кабисова.
Так Ника Цховребова спасла свой дом, но сгорело много нужных вещей. Смогла она спасти и свой шкаф. Но вскоре пришлось оставить и дом и селение. Каратели снова вернулись на следующий день, начался исход осетинского населения за перевал в Северную Осетию.
Лишь спустя год, пережив лишения вдали от родины, Ника возвращается с детьми и выжившими родственниками в родное село. И здесь ее ждало чудо – уцелевший родной дом и тот старый шкаф.
"Одну дверцу со временем заменили, а вот другую оставили нетронутой так как она пострадала меньше", - добавила Кабисова.
Этот дом стоит до сих пор, и шкаф тот в нем стоит, напоминая о трагических событиях, которые произошли в Южной Осетии век назад.
События геноцида осетин 1920 года запомнились многими историями. И история Ники Цховребовой одна из них. Может она и не такая героическая, как другие, но свидетельствует о том, что даже маленькая беззащитная женщина может сберечь свой очаг.
Ника осталась для родных и знакомых примером отваги и, возможно, поэтому ее историю помнят спустя 100 лет.