ЦХИНВАЛ, 7 авг — Sputnik, Элина Габараева. Во время войны августа 2008-го съемочная группа ГТРК "Россия" попала под обстрел. Специальный корреспондент Александр Сладков получил ранение в ногу, оператор Леонид Лосев — две пули в руку, а видеоинженер Игорь Уклеин был контужен.
Седьмого августа в 23.30 начальник объединенного штаба ВС Грузии по миротворческим операциям Мамука Курашвили объявил о начале боевых действий против "осетинских сепаратистов". В 23.40 грузинские войска начали массированный огневой удар по Цхинвалу. Двумя часами позже Грузия официально объявила о состоянии войны с Южной Осетией.
"Мы по роду своей деятельности следим за всеми конфликтами, которые происходят на земном шаре. Цхинвал - наша близкая территория, там близкие нам люди. И когда сообщения об обострении закончились тем, что пошли беженцы в сторону Северной Осетии, я лично понял, что ситуация накалена и близка к вооруженному конфликту - горячему, большому и сильному. Мои мысли совпали с мыслями руководства, принято было решение отправить нас в командировку", - начал рассказ Сладков.
Вечером 7-го числа они были во Владикавказе и на арендованной машине приехали в поселок Дзау в Южной Осетии.
С российскими военными журналисты вошли в город утром 9 августа.
"Мы ехали на броне в колонне 135-го мотострелкового Прохладненского полка - это батальонно-тактическая группа, в которую входили две мотострелковые роты и ядро управления во главе с командующим армией 58-й во главе с Анатолием Хрулевым. Выдвинулись в составе 211 человек в сторону подстанции", - вспоминает журналист.
Сладков отмечает, что в обстреливаемом Цхинвале они находились около 35 часов. Журналисты сопровождали колонну российской армии.
"Вошли в Цхинвал со стороны кладбища по верхней дороге. Сначала двигались к дубовой роще, подбили один танк и сбили пост грузинской пехоты. Потом сбили еще один танк, который подорвал замкомандира полка Денис Ветчинов. Затем спустились в сторону улицы Героев", - продолжил Сладков.
Они направились на выручку Верхнему городку миротворцев. Путь лежал через микрорайон "Шанхай", где уже была грузинская пехота.
"Я лично видел группы югоосетинских ребят, которые вели бой с правой стороны по Героев. Мы повернули направо, проехали по промзоне, а слева осталась электрическая подстанция. В этом месте произошло боестолкновение. Часть колонны отошла вперед, одна из рот отошла назад, а ядро осталось на уровне подстанции", - рассказывает Сладков.
Дальше был городок, оставалось совсем немного, но на пути им встретились грузинские спецназовцы, завязался бой.
"Мы попали в "клещи" - слева был пункт временной дислокации коммандос, а справа пехота. Слава Богу, с нами были нормальные военные, а еще с нами был Инал Баззаев (комбат ВС РЮО - ред.), который вместе с Ветчиновым открыл огонь. По нам стреляли из гранатомета, над нашими головами пролетали гранаты, и разрывались в кювете", - вспоминает Сладков.
Вскоре появились раненые – командующий 58-й армией Хрулев и оператор.
"Когда появились раненые, я обратился к Денису Ветчинову с предложением отойти, забрать раненых и начать двигаться либо вперед, либо назад, чтобы подошли силы, которые бы помогли нам эвакуироваться, потому что мы были в окружении", - говорит он.
Вперед пошел Денис Ветчинов - без каски и бронезащиты.
"Прошли где-то метра три, как Денис закричал "грузины", и я увидел двух человек, целящихся в нас. Ветчинов стрелял в них, они стреляли в нас. Фактически те пули, которые проходили через Дениса, попали в меня, я был ранен в ногу. Мы кинулись в разные стороны. Стрельба затихла, я почему-то для себя решил, что Денис прошел дальше. У меня нога как валенок была уже. Честно говоря, вот до сих пор я ощущаю за собой вину, что не посмотрел на это место", - отмечает военкор.
Вражеский огонь прижал журналистов к земле, они не могли уйти из-под обстрела, им снова помог Инал Баззаев.
"Мы направились в сторону роты, которая отошла назад", - рассказывает он.
За ними гнался грузинский танк, но им удалось уйти. В это время уже ехали войска, которые и положили конец грузинской агрессии. Сладкова же с ранеными коллегами отвезли в медсанчасть.
Грузинские войска в ночь с 7 на 8 августа вторглись в Южную Осетию, разрушив значительную часть столицы республики и близлежащие населенные пункты. Боевые действия привели к многочисленным жертвам среди мирного населения, а также ополченцев и российских миротворцев. После этого Россия вмешалась в конфликт и провела операцию по принуждению Грузии к миру.