ЦХИНВАЛ, 5 авг – Sputnik, Азамат Кулумбегов. Ревмира Алборова со школы увлекалась фотографией и вылазками на природу. В конце июля 2008 года она собралась вместе с друзьями в поход – решили взобраться на гору Зикара. Не забыла она положить в рюкзак и свой фотоаппарат, чтобы выложить потом в Сеть замечательные горные виды, но оказалось, что снимать пришлось не первозданную красоту природы Южной Осетии, а ужасы войны.
В июле ситуация в республике была относительно спокойной, кое-где постреливали, но не каждый день и не из артиллерии – по тем временам в Цхинвале это считалось "спокойствием". Поход назначили на 2 августа, но уже вечером 1-го об этом пришлось забыть.
В этот день Цхинвал подвергся обстрелу из минометов, по жителям города стреляли еще и грузинские снайперы – они развернули настоящую охоту на горожан, на сотрудников силовых структур на их постах. Все последующие дни интенсивность обстрелов только нарастала, практически каждый день гибли люди, обстреливали уже и села близ города. Назревало что-то страшное.
"Цхинвал обстреливали, кажется, всегда - еще с 1991 года. Люди научились выживать под этими обстрелами. Но об этом за пределами республики тогда знали немногие. В Цхинвале была миссия наблюдателей ОБСЕ, со стороны казалось, что они "не замечали" эти обстрелы, наверно, проблемы со зрением. А 7 августа трусливо, под покровом ночи, покинули город", - вспоминает Алборова.
Она и до августовского вторжения снимала последствия обстрелов города, выкладывала фотографии на форумах и социальных сетях. То же самое Ревмира продолжила делать во время Пятидневной войны.
Пережидая творящийся наверху ад в подвале, Ревмира с друзьями слушала по рации переговоры защитников города и только так понимала, что происходит и чего ждать в дальнейшем.
"Рация, конечно, помогала нам быть в курсе событий. Но когда я услышала, что грузинские войска входят в Цхинвал, то испытала некую физическую боль от мысли, что враг идет по нашему городу", - вспоминает Алборова.
После того, как агрессора выбили из города, Ревмира сразу же решила отправить фотографии всем знакомым журналистам.
"Страшные фотографии о том ужасе, что здесь происходил, мы смогли отправить только утром 10 августа, когда добрались до здания почты - во всем городе только там был интернет", - вспоминает Ревмира.
Так как фотографии были без копирайта, снимки сразу же стали использовать грузинские СМИ, переворачивая все с ног на голову и выдавая их за кадры нападения России на Грузию.
"Я была очень удивлена, когда увидела снятые мной в Цхинвале фотографии разрушений от обстрелов на грузинских сайтах. Там писали о "русском фашизме", и иллюстрировали свое вранье моими кадрами последствий войны у нас, выдавая их за разрушения в городе Гори и "нападение России на Грузию", - рассказывает Ревмира.
Спустя 12 лет после тех событий, она все так же с болью вспоминает этот кошмар. Фотографии обстрелов Южной Осетии, которые Ревмира запечатлела, помогли многим людям увидеть и понять, что на самом деле происходило во время Пятидневной войны.