Залина Кулумбегова
Мест отправления этого древнего культа в Осетии немало, одно из них – святилище Билурта на вершине (2141 метра над уровнем моря) в Дзауском районе.
Раз в год вековой покой святого места нарушают сотни паломников, поднимающихся на эту высоту со своими подношениями. Добраться сюда непросто. Дорога то поднимается в гору, то выходит на равнину, то петляет в лесной чаще. Порой в пути застревают даже мощные внедорожники. Но желание поклониться святилищу своих предков не останавливает людей перед трудностями пути.
Наградой для тех, кто преодолел долгую дорогу становится необычайное ощущение сопричастности с чем-то сакральным. Ведь у святилища, несмотря на то, что сегодня это только живописные каменные развалины, необычайная аура. Тут как нигде остро ощущаешь бесконечность времени и пространства. Эти ощущения усиливает необычайная панорама, которая открывается с вершины Билурта. В ясную погоду четко отсюда видны отроги Главного Кавказского хребта, многочисленные ущелья, покрытые изумрудным лесом хребты и ложбины.
Но никакие виды природы не отвлекают надолго от главной цели – вознесения молитв небесным силам. Паломники обходят святилище три раза с своими подношениями, необходимо ударить и в небольшой колокол. У импровизированного алтаря произносятся молитвы и зажигаются свечи.
"Святилище выстроено из горного сланца и речного булыжника. Камни поставлены на известковый раствор. Размеры постройки четыре на шесть метров. Такие храмы в большом количестве строились по всей Южной Осетии силами местных мастеров", – рассказывает научный сотрудник ЮОНИИ Ирбег Маргиев.
В Билурта присутствует интересный феномен, земля вокруг святилища резонирует, словно под почвой находится каменный или деревянный пол с пустотами под ним. Возможно здесь есть какая-то загадка.
Непременным элементом праздника является жертвоприношение, обязательно барашек. Считается, что если жертва угодна небесам, то барашек сам идет впереди людей. Если же нет, то его приходится тащить силком. Такие вот наблюдения.
На примере празднования Билурта видно, как у осетин традиционные верования сливаются с христианской традицией: жертвенный барашек и крест на алтаре, ритуальные три пирога и церковные свечи.
Святилище Билурта считается покровителем фамилий Цховребовых и Гергауловых. Но на празднике присутствуют и представители других фамилий: зятья, невестки, племянники, да и просто приглашенные друзья и знакомые.
Каждая семья имеет в лесной чаще, в которой расположилось святилище свое определенное место. Здесь ставятся столы, лавки, выставляется еда и напитки.
Веселое застолье, где каждый тост – это молитва, продолжается до самой темноты. Несмотря на то, что пиршественные столы разбросаны по всему лесу, люди не изолированы друг от друга. То и дело от стола к столу направляются посланцы с знаками внимания – пирогом, куском отварного мяса и рогом с напитком. Как говорится, от нашего стола вашему столу.
Вскоре начинаются танцы, исполняются песни, по всей округе разносится звук гармошки и барабана-доули. День надо провести так весело, чтобы он запомнился на всю жизнь.
Но всему есть свое время. Заканчивается праздник, паломники начинаются спускаться вниз на равнину. А святилище Билурта погружается в покой и тишину, которые никто не нарушит до следующего года.