Залина Кулумбегова
Мария уже не первый год занимается восстановлением предметов, представляющих ценность для культурного наследия. По мнению реставратора – эта долгая, кропотливая и требующая максимума внимания и аккуратности работа. И ей она занимается ежедневно.
Работать Мария начинает с исследования предмета подлежащего восстановлению в прежнем виде. В зависимости от сложности реставрации она использует разные инструменты, которые помогают ей в восстановлении той или иной культурной ценности.
Скальпель, медицинский зонд, шприцы, лупа, бутылочки с резко пахнущими смесями и многое другое на ее рабочем столе напоминают набор медицинских инструментов, которые используют врачи во время операции. Впрочем работа Мари тоже во многом операция ведь реставрация дарит картине новую жизнь.
Дети часто продолжают дело родителей. Любовь к художественному творчеству Марии привил ее отец, художник Коба Лоладзе, который с самого детства был ее наставником.
"Ещё совсем маленькой, лет в 5-6 я видела работы своего отца. Он был хорошим художником, любил рисовать рисунки на тему эпохи возрождения, орнаменты, пейзажи. Помимо этого, он занимался резьбой по дереву, мастерил красивые вещи из дерева и металла ", - вспоминает Мария.
У отца Марии была собственная мастерская, где девочка проводила много времени. Она с большим интересом наблюдала за тем как он рисует и хотела научиться всему тому, что умеет папа.
"Когда я рисовала, отец молча наблюдал за мной, но не оценивал и не комментировал мои работы. Он просто хотел, чтобы я сама разобралась в том, что меня действительно интересует", - рассказывает реставратор.
Мария рисовала много. Посвящала долгие часы рисованию мультяшных героев, пыталась рисовать пейзажи, в свободное время шила, лепила фигурки из пластилина. Уже в подростковом возрасте, видя интерес дочери к рисунку, отец начинает помогать и делиться навыками рисования.
"Он делал для меня постановки, натюрморты, Он мне часто помогал с баннерами и со стендами, которые нужно было делать для школы, учил меня композиции, пониманию перспективы, поправлял мои ошибки. Я всегда наблюдала за каждой им прорисованной линией, мне так нравилось, как он это просто и красиво делал. Нравилось наблюдать за тем, как он смешивал краски в яркую палитру и для меня тогда это было волшебством", - с теплотой вспоминает Мария.
Через какое-то время Марию отдают учиться в музыкальную школу.
"Какое-то время мне нравилось заниматься музыкой, петь, играть, но не смотря на мой юный возраст я понимала, что это все не моё. В результате, я, не окончив музыкальную школу, поступила в Цхинвальское художественное училище имени М. Туганова", - рассказывает Мария.
С первых дней учебы юная ученица вызвала интерес у своих преподавателей. Они разглядели в юной студентке талант к рисованию.
"У меня были очень внимательные и талантливые преподаватели, которые в своё время учились у мастеров-академиков ленинградской или как сейчас говорят петербургской художественной школы. Они с большой любовью передали нам все то, чему их обучили признанные мастер живописи. Я училась четыре года", - вспоминает художница.
Когда Мария была на третьем курсе ушел из жизни ее очень близкий человек - отец.
"Это стало самым большим ударом для меня. Я потеряла человека, которого любила больше всех. После смерти отца у меня опустились руки, я не хотела больше рисовать; какое-то время я даже начала все это ненавидеть, хотела бросить училище. Мне было очень сложно, но все же смогла найти в себе силы пережить трудное время. Для меня мой отец всегда был и остаётся живым", - с грустью вспоминает Мария.
Большую поддержку в сложный период в ее творческой жизни ей оказал преподаватель Инал Пухаев.
"Он не разрешал мне сдаваться, говорил, что я ради памяти отца должна идти дальше", - вспоминает Мария.
После окончания училища встал вопрос о продолжении дальнейшего образования. Но Мария для себя приняла решение еще учась на первом курсе.
" У меня было большое желание продолжить учебу, ведь ещё на первом курсе я говорила всем что обязательно буду дальше учиться. Можно сказать что, я сама себе предсказала своё будущее. Я очень хотела увидеть что-то новое, и это меня не пугало. Я была готова к переменам", – говорит Мария.
В 2014 году Мария Лоладзе подала документы в МГХПА (Московскую художественно-промышленную академию имени С. Г. Строганова), однако вместо факультета живописи, была принята на отделение реставрации монументально-декоративной живописи.
"Я мало что знала о реставрации, истории, памятниках. Первые полтора года мне было очень тяжело учиться, я многое не понимала и очень многое было для меня новым, но я не сдавалась. Сидела ночами, штудировала специальную литературу, рисовала. Когда что-то не получалось ещё больше и усерднее над этим работала. Потихоньку я вникала во все. Я знакомилась с историей древних памятников, храмов, с картинами великих художников, и меня все это очень сильно вдохновляло. Мне очень понравилось реставрировать, дарить новую жизнь картинам, иконам, памятникам, узнавать их историю", - признается девушка.
Мария начала изучать почерк художников, интересоваться их историей. Посещала музеи, выставки, где внимательно рассматривала работы знаменитых мастеров.
"Было очень интересно возвращаться в прошлое и понимать, как тогда люди развивали культуру, искусство, ведь если бы не было прошлого не было бы настоящего и будущего", - говорит молодой реставратор.
На данный момент Мария является студентом 6-го курса Московского художественного-промышленной академии имени С. Г. Строганова, готовит дипломную работу.
"Я очень хочу, чтобы в дальнейшем у меня появилась возможность собрать команду и поехать в свою прекрасную Осетию и заняться там реставрацией. У нас так много памятников, которые нуждаются в реставрации, в воссоздании. Ведь таким образом можно сохранить нашу культуру, историю наших предков, передавать все это богатство нашим детям. Без всего этого достояния мы бы не стали теми, кем являемся сейчас. Нужно изучать, сохранять и передавать нашу историю и традиции дальше, будущим поколениям", - делится художница.
Мария планирует не останавливаться на достигнутом, учиться и заниматься любимым делом уже в родной Осетии.