Это память! Соцсети Владикавказа растрогала хроника полувековой давности

© Facebook / Mikhail LomovВладикавказ 1 мая 1969 года
Владикавказ 1 мая 1969 года - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Уникальное видео показывает столицу Северной Осетии 1 мая 1969 года во время праздничной демонстрации. Автор публикации рассказал Sputnik, как было снято видео и почему он решил поделиться семейным архивом с широкой аудиторией

В фейсбуке есть группа "Старый Владикавказ", основанная шесть лет назад историком Михаилом Ткаченко, автором популярного проекта "Старый город". В группе более пяти тысяч участников, которые делятся друг с другом ностальгическими фотографиями города и его жителей из своих семейных архивов.

В начале мая в "Старом Владикавказе" один из подписчиков опубликовал видео с семейной хроникой, снятой на майской демонстрации 1 мая 1969 года в Орджоникидзе (так назывался Владикавказ в советское время – ред.). Потрясающей красоты художественные кадры выглядят как отрывки из кино эпохи Марлена Хуциева, а узнаваемые площадь возле универмага "Детский мир" и аллеи Центрального парка завораживают возможностью разглядеть в многочисленных гуляющих своих родителей или бабушек с дедушками.

Об истории уникальной семейной хроники, периоде жизни в Осетии, о своих родителях и о том, почему важно делиться семейным архивом с широкой аудиторией, рассказал корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой автор публикации Михаил Ломов.

– Михаил, расскажите о своей семье. Ваш отец – профессиональный фотограф и оператор?

– Мой отец Юрий Владимирович Ломов родился в 1935 году в Тамбовской области. В Орджоникидзе оказался во время Великой Отечественной войны. Работал на заводах "Магнит", "Бином", "Пневмооборудование". По профессии он инженер-конструктор. По натуре – художник, поэт, изобретатель. Кино – это его хобби наравне с фотографией, мотоциклом и путешествиями. В Орджоникидзе отец работал на нескольких предприятиях. Кинокамера в семье была всегда, равно как и фотоаппараты, кинопроектор, магнитофон, краски и многое другое, что сопутствовало таким увлечениям.

Мама – Галина Петровна, коренная жительница Орджоникидзе. Всю жизнь работала на заводе "Магнит" и практически всегда поддерживала отца в его увлечениях. К великому сожалению, они расстались, когда я был еще совсем школьником. Про отца, даже из того, что мне сейчас известно, можно говорить очень много и долго. Он очень многогранный человек. Я очень сожалею, что фактически его не было в моей жизни! И сейчас я пытаюсь хоть что-то наверстать, но это не так просто, так отец живет во Львове. Он практически слепой - 10 процентов зрения. Слепой художник, но, тем не менее, продолжает творить.

– Вы говорите, что съемка – это хобби отца, но ведь в то время не было такой возможности (как сейчас) иметь кинокамеру. Папа все сам покупал? Может быть он участвовал в профессиональных съемках кино? А может быть мечтал заниматься этим профессионально?

– Семья была увлеченной и для своих хобби многим жертвовала. Отец был высококлассным специалистом и, наверное, неплохо зарабатывал. Своему хобби он отдавал все: сначала у него была одна камера на два объектива, но в одной из поездок ее украли. Потом он купил другую - "Киев 16" с тремя объективами. Камеры были полупрофессиональные под пленку 16 мм.

Дома у нас был кинопроектор – как раньше в школьных классах. Кроме того, у нас было три фотоаппарата: отца, мамин и мой. Свой я получил наверное лет в десять. Отец состоял в клубе кинолюбителей, но клуб не оказывал материальную поддержку. Зато через клуб можно было купить кинопленку, или взять для съемок оборудование (софиты, или ту же камеру). Еще клуб проводил конкурсы, ну и, естественно, это было место встреч единомышленников.

Отец мечтал о кино. Он даже поступил в театральный (в нашем городе в тот год открыли филиал театрального института или училища, и отец прошел конкурс). Я сам только недавно от него узнал об этом. Одновременно с этим, он сдал экзамены и поступил в наш ГМТ. Проучился полгода параллельно в двух заведениях, но потом пришлось выбирать. И отец выбрал ГМТ. В профессиональном кино он не участвовал, но очень активно занимался самообучением. Дома осталось много книг по кинотематике.

– Какой период вашей жизни вы прожили в Осетии?

– Северная Осетия – моя малая Родина. Я родился, вырос и жил в Орджоникидзе. Окончил пятую школу, потом военное училище (то, что было напротив ОЗАТЭ). Потом была служба в Германии и возвращение во Владикавказ. До 1996 года я служил в одной из пехотных частей и, как-то себя проявив в ходе всех наших региональных конфликтов, был направлен в военную академию в Москву. По сути, с 1996 года я перестал быть постоянным жителем любимого города. Бывал наездами по два раза в год. Во Владикавказе жили и мама, и семья жены. Сейчас приезжаю раз в год.

© Из личного архива М.ЛомоваМихаил Ломов
Это память! Соцсети Владикавказа растрогала хроника полувековой давности  - Sputnik Южная Осетия
Михаил Ломов

– Какие сохранили воспоминания об этом этапе вашей жизни?

– На этот вопрос ответить очень сложно. По ходу накопления жизненного опыта, идет систематическое переосмысление прошлого. Почему-то я запоминал и саму жизнь и мои чувства и мысли, которые у меня были в тот или иной период. Иногда удивляюсь, смеюсь, грущу или радуюсь оттого, что мог иметь такие мысли или такие суждения. Но одно остается неизменным: я люблю свою малую Родину, особенно горы и город (да простят меня другие места). Родители были заядлыми путешественниками, и сколько себя помню, меня частенько брали в эти путешествия.

– Хроника 1 мая 1969 года многих растрогала и привела в восторг в группе "Старый Владикавказ". Расскажите какие-нибудь подробности об этом видео. Может быть спустя годы родители рассказывали что-нибудь о тех годах или даже о том дне?

– Конкретно об этом дне я, наверное, сказать не смогу. В моей детской жизни было очень много демонстраций и празднований. Практически на все отец брал с собой фотоаппарат, а потом и кинокамеру. Это лишь один из заснятых им эпизодов. Мне же запомнилось только общее настроение праздника, особенно его приближение. И самая большая ценность – воздушный шар (тот, который рвется из рук в небо). Такое было далеко не у всех и не на всех праздниках. Технические сложности не позволяли становиться непременным обладателем этого чуда. И еще запомнилось, что практически все из людей, заснятых на камеру, после обработки и монтажа, – приглашались к нам домой на просмотр. А в те времена увидеть себя живого в кино – значило очень много.

– Какие у вас еще заготовлены сюрпризы?

– Я не предполагал делать сюрпризы. Мне просто хотелось поделиться со своими земляками частичкой добра и света тех давних лет. Наверное, у меня характер такой. Я готов потратить и силы, и средства (как оказалось, совсем немалые), чтобы только кто-то смог увидеть себя там в далеком и прекрасном прошлом. Родители много сил приложили, чтобы хоть как-то закрепить память о том времени. Я планирую и дальше радовать всех участников группы, сюжетами тех лет. Ведь будут и праздник 7 ноября, и Новый год, и лето с отдыхом на водной станции, и многое другое.

– Как проходит работа над архивом? Где вы его оцифровываете?

– Архив находился у мамы во Владикавказе и после ее смерти я забрал его в Москву. Работа с архивными материалами идет очень сложно. Фотоархивом я занимаюсь самостоятельно. Когда-то я посвящал этому очень много времени, даже приобрел профессиональные навыки и какой-то период подрабатывал этим. Что касается киноархива, то не все идет гладко - прежде всего, из-за финансово-временных затруднений. Порой, материал попадается в отвратительном состоянии и приходится тратить много времени, а иногда сами работы выполняются некачественно. Я решил "вытащить" максимум и потому долго подбирал лабораторию с качественным оборудованием. На работу с кинопленкой уходит много средств, но я уверен, что справлюсь. Это память!

© Из личного архива М.ЛомоваМихаил Ломов
Это память! Соцсети Владикавказа растрогала хроника полувековой давности  - Sputnik Южная Осетия
Михаил Ломов

– У вас есть сайт или канал на YouTube, где вы будете выкладывать семейную хронику?

– Я упоминал, что я не "социальный гражданин". Меня, почему-то, не захватили социальные сети, и у меня никогда не возникало мысли подсунуть кому попало куски личной жизни. Потому никаких каналов на YouTube у меня нет, а на содержание сайта банально не хватает времени. Все, более или менее интересное участникам группы, буду выкладывать здесь.

– Не планировали продать этот архив?

– Честно говоря, как торговец, я никакой, и поэтому не рассматривал вопросы о продажах. С моей точки зрения, данный вопрос больше касается моего отца. Он уникальный художник и поэт, который пишет картины, несмотря на то, что зрение практически исчезло. На мой взгляд, вот он достоин того, чтобы про него писали и вели разговоры о монетизации наследия.

– Расскажите немного о себе. Вы поддерживаете связи с местными жителями?

– Во Владикавказе у меня могилы родных и близких, а также друзья. Там моя Родина. Судьба военного человека совсем непредсказуема. Я окончил военную карьеру в чине полковника десять лет назад. Так как это происходило в столице, то тут я так и остался. Сейчас тружусь "на ниве капиталистического хозяйства" в крупнейшей айти-компании России. После карьеры в вооруженных силах у меня началась другая жизнь. Наверное, я счастливец, который проживет не одну жизнь.

Лента новостей
0