Отказник – разговорное обозначение для людей, которые отказываются служить в армии и вступать в вооруженные конфликты из каких-либо соображений. Как правило – моральных и религиозных.
День отказника был учрежден в 1981 году в Копенгагене. В 1997-м немецкий Бундестаг принял решение реабилитировать тех, кого нацистское правительство преследовало за отказ вступать в ряды Вермахта, дезертирство и осуждение режима нацистов.
Преследование таких лиц в Третьем Рейхе было особенно жестоким. По обвинению в "дезертирстве" фашисты вынесли 30 тысяч смертных приговоров, большую часть которых привели в действие.
Эти времена далеко в прошлом, но моральная дилемма отказа от военной службы остается неразрешенной.
В большинстве европейских стран, в том числе и в России, у отказников есть право заменить обязательную военную службу гражданской. Одновременно, во многих государствах такой альтернативы нет.
Бывший министр обороны Южной Осетии, участник грузино-осетинского конфликта Бала Бестауты
Я считаю, что это праздник предателей. У нас, у осетин, воевать за Родину – это прямая обязанность. И на войне таких понятий, как "не хочу брать в руки оружие", нет. Когда враг придет, он не будет разбираться, кто пацифист, а кто воин – пострадают все.
В конечном счете, внести свой вклад в военное дело может каждый. В Великую Отечественную войну от армии не отлынивали даже люди с ограниченными возможностями. В армии есть кухня, есть дела по хозяйству – можно проявить себя там. Главное, чтобы совесть и душа перед Родиной были чисты.
Участник грузино-осетинского конфликта Владимир (Коко) Дзуццаты
Для нас этот день неуместен, потому что мы находимся в состоянии войны с Грузией. Поэтому я считаю правильным, что военная служба у нас несет обязательный характер.
С другой стороны, я думаю, что эпоха, когда солдаты являются "пушечным мясом", должна прекратиться. Если человек не хочет в армию – значит, служба ему неинтересна. Что делать в таком случае – просто сделать ее привлекательнее для всех. Армия должна стать профессиональной.
Условно говоря – если есть лошади, должны быть и всадники. Нужно оборудовать армию последней техникой и подготовить под нее людей. Это обязательно, потому что в скором времени вместо живых людей на войну будут идти роботы и машины.
Ветеран ОМОН Южной Осетии Джемал Козаев
У меня к такой идее крайне негативное отношение. Это понятие, придуманное либералами, которые всегда являлись врагами народа.
Во-первых, есть Конституция, в которой обозначено, что защищать Родину – священный долг каждого человека.
Более того, у нас отстаивать свободу и Родину – в крови. И это всегда было так. Рождение сына в семье было праздником, потому что сын – это защитник семьи и добытчик. А женщина – хранительница очага.
Это легко разглядеть и на примере ОМОНа Южной Осетии, который создавался полностью на добровольной основе. Ни одного человека служить в рядах ОМОН не заставляли. А за все время там проработало больше пяти тысяч бойцов.
Это тем более абсурдная идея, учитывая политическую обстановку. У нас под боком враждебное государство, которое на протяжении годов покушалось на жизни наших матерей и сестер. И я не представляю, что кто-либо смог бы в такой ситуации пойти на поводу каких-то личных принципов и остаться в стороне.
Плюс, во время вооруженных конфликтов оружие в руках держит не больше трех процентов мирного населения. Если всем раздать автоматы – армия умрет с голоду.
Поэтому каждому по способностям. Человек, который не может служить в армии по объективным причинам, может привнести свой вклад – копать окопы, печь хлеб. Извечное понятие, что тот, кто не кормит свою армию, кормит чужую – как и прежде, правильное.
Я не считаю, что армия нуждается в какой-то рекламе или непривлекательна для молодых людей. По сравнению с армией начала 2000-х, оборванной и голодной, современные российские вооруженные силы не идут ни в какое сравнение.
Больше 70% техники обновлено, в скором времени будут и все 100%. У контрактников высокие зарплаты, хорошие условия работы и жизни. Так что, армии не нужно менять свой имидж. Напротив, попасть на контрактную службу сейчас сложно. Нужно иметь хорошие связи.
Политолог и журналист Юрий Вазагов
Глобально, такое движение необходимо – но только в тех странах, которые входят в клуб любителей "повоевать". Там подобная идеология будет только на пользу и станет сдерживающим фактором.
В нашем случае, мы априори не можем быть агрессорами, поэтому для нас пацифистское движение неуместно.
Художественный руководитель Югоосетинского театра Тамерлан Дзудцов
Такая идея может быть актуальна для религиозных сект, которым, в принципе, по их правилам и законам, воевать нельзя. Имеет ли это право на жизнь в Южной Осетии? Я думаю, что здесь надо учитывать непростую политическую специфику.
Я сам служил в Советской армии, но, в то же время, я бы не хотел, чтобы мои молодые актеры шли в армию. Потому что они могут это же время провести на работе, на сцене. То же самое касается представителей других творческих профессий.
Если человек не может воевать, не способен служить в армии – я думаю, правильно будет не заставлять его этого делать. Как альтернатива – есть гражданская служба, которая заменяет военную.