Залина Кулумбегова
Они познакомились на одной из встреч ветеранов, где делились воспоминаниями фронтовых дней. У них была общая судьба, но у каждого своя история Великой войны.
Ранение и возвращение домой
В 1941 году Владимиру Кочиеву только исполнилось восемнадцать. Он, подающий большие надежды на взрослую жизнь, пример для подражания для маленьких сестер, с которыми остался в раннем возрасте без родителей.
Военная жизнь Кочиева началась в 1941 году. Владимир участвовал в боях на Закавказском фронте, затем в звании старшего сержанта командовал орудийным расчетом в рядах 46-й армии, 20-й стрелковой дивизии на Украинском фронте.
При проведении стратегической операции под Днепром пало много сражавшихся за победу советских солдат, среди них были и боевые товарищи Кочиева. Сам он был тяжело ранен.
"Во время разведывательной операции немецкий снайпер выстрелил в отца. Он получил огнестрельное ранение в глаз навылет через шейную область. Оставшиеся в живых солдаты вырыли братскую могилу, чтобы похоронить однополчан. Перед этим они вместе с медсестрами осматривали погибших, чтобы найти их удостоверения. Отец лежал на земле среди убитых. Солдаты заметили, что папа не окоченел, подавал признаки жизни", - рассказывает дочь фронтовика Фатима.
Кочиева сразу отправили в госпиталь. Спасти глаз не удалось. Там сержант пролежал четыре месяца в коме. После того, как он пришел в себя, его больше на фронт не отправили.
К тому моменту, когда Кочиев вернулся с фронта, его младших сестер не было дома - их забрали в детские дома. Одну сестру забрали в Тбилиси, а другую в Гори.
"Папа поехал за сестрами. Сестру из Тбилиси он забрал с легкостью, а вот сестру, которая была в Гори, было сложно забрать. Он говорил, как несколько дней выводил ее просто гулять, а потом обратно заводил. А на третий день тайком увез домой", - вспоминает дочка фронтовика.
Мирная жизнь складывалась непросто. К заботе о двух сиротах прибавились боли от полученных ран. И это не только потеря глаза. В теле Кочиева остались две пули, которые военные врачи не решились вынуть. Во время оборонительных операций на Керченском полуострове Владимир был трижды ранен.
Но судьба иногда и улыбается человеку. И этой светлой улыбкой стала для него Галина Медоева. Это была женщина, которая знала о войне не понаслышке.
Могла по звуку узнать любой тип самолета
Уже в первый день войны Галина с другими девушками отправляется в военкомат с просьбой отправить ее на фронт. Вначале в их стремлении помочь родине было отказано. Многие учились в вузе, техникумах, средних школах. В 1942 году, во время первой в истории всеобщей мобилизации женщин, Кочиева с другими девушками встала на защиту родины, она была зачислена в пятый полк противовоздушной обороны.
"Моей мечтой было после средней школы поступить в институт, но начавшаяся Великая Отечественная война помешала мне осуществить мои планы… Я как комсомолка добровольно ушла на фронт и встала за защиту Родины от немецко-фашистских захватчиков", - пишет в своей автобиографии Галина Медоева.
У Галины было четыре брата и сестра. Все они были участниками Великой Отечественной войны. Старший брат Георгий - майор, служил в должности инспектора организационно-инструкторского отдела политотдела Приморской армии ПВО в Керчи. Средний брат Николай вместе с братом Дмитрием окончил авиаклуб, после чего они служили на западе Украины в авиационном полку. К сожалению, Дмитрий не смог дожить до победы, он погиб в октябре 1941 года при выполнении боевого задания. Софрон Медоев — младший из братьев, переделав свидетельство о рождении, по примеру братьев ушел на фронт добровольцем. Был участником боевых действий, освобождал Прибалтику, Польшу. Сестра Галины - Ксения - тоже была фронтовичкой.
Отец Галины - Николай Медоев - был участником русско-японской войны 1904-1905 годов, затем участвовал в сопротивлении грузинской агрессии в 1920 году. Возможно, именно участие отца в защите Родины послужило примером для младшего поколения семьи Медоева.
Боевой путь Галины Медоевой начался в 1942 году в Киеве. Под управлением хрупкой осетинки была зенитная установка. Однажды Медоева даже сбила один немецкий бомбардировщик. Спустя какое-то время ее часть перевели из Киева на переподготовку в Азербайджан, в город Казах. На курсах Медоева изучала военные науки. Учила материальную часть ПВО, как отражать вражеские налеты. Особенно тщательно она и ее боевые подруги изучали разновидности самолетов - как своих, так и вражеских. У девушек была задача уметь определять тип самолета по шуму двигателей.
"Мама могла узнать в пасмурную погоду и ночью тип самолета по гулу его мотора", - рассказывает ее дочь Фатима.
Определив вражеские самолеты, связистки передавали об их обнаружении на позиции ПВО. В сообщении указывалось также количество бомбардировщиков и направление полета немецкой авиации.
В статье в газете "Южная Осетия" от 1995 года Галина вспоминает, как в 1943 году, в день, когда она была дежурной, на высоте тысячу метров пролетал вражеский самолет.
"Определила его тип, и передала донесения на ротный пост. Им оказался вражеский бомбардировщик "Дорнье-215". При полете были хорошо заметны его характерные особенности, а именно: двухмоторный, с застекленной кабиной спереди, со свастикой на крыльях и на хвосте", - делилась своими воспоминаниями Галина Медоева.
Долгие годы счастливой жизни
Галина была на фронте до 1945 года. Вернувшись домой, она поступила в Сталинирский педагогический институт на факультет биологии и химии. После успешного окончания вуза, она проработала там сперва лаборанткой, затем преподавателем биологии.
В 1957 году Галина знакомится со своим мужем, ветераном Великой Отечественной войны. Знакомство переросло во взаимную привязанность. Вместе они проживут долгие годы счастливой жизни. Они воспитали прекрасную дочь, которая с особой теплотой вспоминает про родителей.
"Когда заболела моя мама, отцу было тяжело принять это. Он стал неразговорчив, все время переживал. Спустя короткое время он умер. Мама же скончалась через три года", - с грустью вспоминает Фатима.
В память о героической жизни родителей Фатима Кочиева хранит их ордена, медали и фотографии, с которых на нее смотрят улыбающиеся лица отца Владимира и мамы Галины.