В телеобращении к россиянам президент Владимир Путин объявил, что нерабочие дни в стране с сохранением зарплаты и рабочих мест продлены до конца апреля – эти меры необходимы, чтобы и дальше сдерживать угрозу распространения коронавирусной инфекции.
Между тем, многие структуры – государственные и частные – продолжают работать, перейдя на удаленный режим. Как справляются с работой в эти непростые для всего мира дни сотрудники СМИ, научного института, театра КВН и креативного бюро, - читайте в материале корреспондента Sputnik Анны Кабисовой.
Прямой эфир из дома
Впервые в истории североосетинского телевидения ведущая программы регионального эфира на канале "Россия-24" Влада Мамедова работала не в студии, а дома. Директор филиала ГТРК "Алания" Тимур Кусов рассказал, что на удаленке теперь работают некоторые ведущие телевидения и радио, продюсеры, редакторы, бухгалтеры, юристы и экономисты телеканала.
"Часть ведущих работает дома, используя телефоны и ноутбуки. Это касается и ведущих радио – новости собираются дома и закидываются на сервер через удаленный доступ" - пояснил он.
По словам Кусова, чтобы координировать новый формат работы, на телевидении стали больше использовать электронные средства коммуникации – мессенджер, вотсап, телеграм, видеозвонки.
"Мы не смогли убрать на удаленку корреспондентов, операторов и водителей, но для них мы предусмотрели все необходимые средства защиты. Также на работу продолжают выходить ключевые руководители", – рассказал Кусов.
О том, как готовится к прямому эфиру на канале "Россия-24" из дома, рассказывает ведущая Влада Мамедова: "Я корреспондент программы "Вести" и ведущая информационно-аналитической программы на телеканале "Россия-24". Мы приняли федеральную эстафету "сидим дома" и начали выходить в эфир из дома. Работать в удаленном режиме поначалу было сложно, так как наша работа зависит от коммуникации в команде. В ньюсруме это делается легче, чем по телефону".
Самым сложным для ведущей было организовать дома рабочий процесс: найти время, чтобы написать новости, прослушать комментарии, согласовать все с редактором, успеть привести себя в порядок и записать подводки.
"К тому же надо учитывать, что помимо меня еще два члена семьи работают на удаленке, поэтому по дому нужно передвигаться очень тихо, не заходить в одну из комнат и не разговаривать громко. Первые два дня мы работали в авральном режиме, потом почувствовали специфику и тонкости нового стиля работы и сейчас у нас уже по часам расписаны все действия", — рассказала Мамедова.
Влада Мамедова также отметила и положительные стороны работы из дома: "Есть время перевести дух, собраться с мыслями в домашней обстановке и в конце концов не остаться без обеда – бабушка за этим строго следит, хотя первые пять эфирных дней поесть даже не было времени. Эпидемиологическая обстановка со временем нормализуется и всем можно будет выйти на работу. Первое, что изменится лично для меня – это студия. За моей спиной будет не картина с диваном и частью занавески, а декорации. Такой формат работы мне показал, что все мы можем больше и хорошо понимаем друг друга в кризисные моменты".
Наука не требует четко установленного места работы
Для научных сотрудников СОИГСИ им. В. И. Абаева, переход на дистанционный режим работы проходит безболезненно и основные трудности заключаются в отсутствии общения. Подробности о новом формате работы рассказала старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы СОИГСИ им. В. И. Абаева Диана Сокаева.
"Для научного работника перестройка на удаленный режим работы в основном носит психологический характер, так как наша работа – писать статьи и монографии – не требует четко установленного места работы. Разве что архива и библиотеки не хватает. Общения с коллегами тоже, конечно, не хватает, что восполняется через телефонные звонки и социальные сети", — рассказала она.
По словам Сокаевой, переход на работу из дома никак не повлиял на результативность.
"Мне удалось организовать себя, дома работаю почти столько же, сколько в институте и даже больше. Использую ресурс интернета, благо есть много серьезных научных сайтов с книгами в пдф-формате. После карантина все коллеги очень обрадуются друг другу. Уже произошло переформатирование каких-то взглядов на жизнь, на свою роль в этой жизни и обществе", — отметила она.
Остается сидеть дома и дистанционно контролировать работу
Руководитель креативного бюро "Усы" Илона Габанова не почувствовала особого перехода на удаленный режим работы, так как и в обычное время активно использовала удаленные способы взаимодействия с заказчиками.
"Дистанционный формат работы мы в бюро активно используем, работая на мероприятиях – при подготовке открытия и продвижения того или иного заведения, разработки меню и маркетинговых мероприятий", – объясняет Илона.
Сложнее в текущей ситуации оказалось работать дистанционно по другим проектам бюро, которые заключаются в проектировании (архитектура и дизайн) и строительно-ремонтных работах.
"И вот с этим у нас сейчас загвоздка, так как заказ иногородний, работники застряли на объекте. С одной стороны, прекрасно, – работа идет, а с другой стороны – отсутствие выбора и тут уже не до шуток. Авторский надзор превратится в прием работ по факту. Накрылось медным тазом взаимодействие с подрядными организациями, так как тут необходимы встречи, контроль качества, особенно когда заказчик полностью возложил на вас организацию всех процедур. Остается сидеть дома и дистанционно принимать, корректировать, контролировать работу, ну, и генерировать новые идеи", — говорит Габанова.
Несмотря на все сложности, она отмечает и плюсы самоизоляции.
"Плюсы в заточении есть, ведь помимо основного рода деятельности, есть книжный сайт, а руки доходят до него только в свободное время, но теперь его больше. А помимо этого есть кухня, которую я с удовольствием и на радость домочадцам сейчас осваиваю. Сегодня, например, были Нисуаз и Паэлья. Сама себе не верю", — отмечает Габанова.
Сфера развлечений претерпит очень сильные изменения
Директор молодежного театра КВН Сослан Плиев рассказал, что работа из дома расхолаживает и не может быть такой же эффективной, как в офисе: "Для меня нет никаких плюсов в удаленке. Работа в офисе – это все-таки дисциплина и выработка более высокой эффективности, так как мы занимаемся творчеством и такой режим работы нас расхолаживает. Сейчас наша работа в КВН в принципе остановилась во всей стране. Впервые в истории современного КВН, отменены съемки Высшей и Премьер лиги, все смещается на лето. Конечно, мы продолжаем работать – пишем, редактируем, но пока все это идет в стол. Ситуация не трагичная, но приятного мало".
Сослан Плиев отметил, что находясь дома, рабочий график невозможно нормально организовать: "Дома трое детей, жена и кот. Нам весело вместе, но эта обстановка совершенно не рабочая. Единственное, что мне удалось сделать за этот период самоизоляции – это сверстать еще одну книжку в электронном виде и разослать ее всем желающим. Также мы пробуем делать онлайн концерты и ближайший из них состоится 4 апреля (юмористический концерт Сослана Плиева и Александра Гутина "На удаленке" состоится на площадке "Антресоль" Северо-Кавказского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина и будет транслироваться через фейсбук).
К окончанию режима обязательной самоизоляции и возвращению к привычной жизни, Сослан Плиев прогнозирует сильные изменения в сфере развлечений.
"Люди уже сейчас понимают, что очень многие сферы были переоценены: я имею ввиду гонорары звезд и стоимость билетов. Как оказалось, без этого можно прожить. Я думаю, что эта отрасль не восстановится и не вернется уже к докризисным временам. А если она "поднимется", то это будет рост в целом, с нуля. Я думаю, что тяжелые времена еще не скоро закончатся" – резюмировал Плиев.