Как сообщает флагман американской финансовой прессы The Wall Street Journal, из-за коронавируса (и мер по борьбе с эпидемией) в мире началась настоящая "золотая лихорадка", замечает обозреватель РИА Новости Иван Данилов.
Редкая ситуация может заставить видавших виды (и работавших в кризис 2008-2009 годов) журналистов и финансистов называть то, что происходит с золотом, "концом света". И при определенных обстоятельствах их эмоции можно понять, хотя максимально жесткий сценарий еще не реализовался. Впрочем, и кризис, вызванный пандемией коронавируса, еще не завершился и, скорее всего, не закончится в ближайшие дни.
"Это самый настоящий сценарий конца света, и рынок "выживальщиков" находится в состоянии хаоса", — пишет The Wall Street Journal и объясняет, что произошло.
"По мере распространения пандемии инвесторы и банкиры сталкиваются с серьезной нехваткой золотых слитков и монет. Дилеры "распроданы" или закрыты на время. Credit Suisse Group AG (швейцарский банк), который с 1856 года отливал собственные золотые слитки, на этой неделе заявил клиентам, что не стоит (даже) спрашивать (о них). В Лондоне банкиры арендуют частные самолеты и пытаются найти военные грузовые борта, чтобы доставить свои слитки на биржи в Нью-Йорке. Становится так плохо, что банкиры с Уолл-стрит просят Канаду о помощи. Королевский канадский монетный двор был завален просьбами об увеличении производства золотых слитков, которые могут быть отправлены в Нью-Йорк".
За последнюю неделю цены на золото выросли примерно на девять процентов (в долларах), и, как справедливо отмечают американские журналисты, размах движения цен на желтый металл очень сильно напоминает 2008-2009 годы, а конкретно — ту неделю, когда один из ключевых банков американской финансовой системы — Lehman Brothers — объявил о банкротстве.
Собственно, именно с этого банкротства и начался "официальный отсчет" финансового кризиса, который до этого по большей части интересовал только профессионалов фондового рынка. Массовая скупка золота — это традиционный (и довольно обоснованный) признак паники. Ибо, в отличие от условного Lehman Brothers, золотая монета в сейфе не может просто прекратить свое существование и исчезнуть, а это в условиях всеобщей нервозности является несомненным плюсом и источником столь важного для инвесторов и сберегателей спокойствия.
Американские финансовые журналисты (как и многие мейнстримные экономисты) сильно не любят инвесторов в "золотые" активы, причем сразу по нескольким причинам. Во-первых, у многих сторонников хранения части сбережений в драгоценных металлах есть (частично заслуженная) репутация сторонников конспирологических теорий, а также любителей (иногда слишком) заблаговременной подготовки к кризисам, которые могут и не наступить.
Вторая причина менее очевидна, но, вероятно, играет как минимум такую же важную роль: золото — это бывшая база международной финансовой системы. Золото (сравнительно недавно по историческим меркам) занимало тот трон, на котором (с большой пользой для США) сейчас восседает американский доллар. Рост цен на золото и рост инвестиций в золото — это напоминание о том, что доллар может с трона и упасть, и даже намек на то, что трон шатается, и в этом случае патриотический долг каждого американского журналиста — говорить о том, что золото — это плохо, а доллар — это хорошо. Но есть еще и бизнес-соображения, потому приходится искать какие-то более обтекаемые и нейтральные форматы выражения мыслей, да еще и так, чтобы не потерять репутацию.
В результате получаются пассажи вроде этой констатации из материала американских журналистов: "Золото популярно среди "выживальщиков" и сторонников теорий заговора, но оно также является разумным дополнением к инвестиционным портфелям, потому что его цена, как правило, относительно стабильна. Это особенно востребовано во время экономических кризисов как защита от инфляции. Когда Федеральная резервная система (Центральный банк США. — Прим. ред.) наполняет экономику деньгами, как это происходит сейчас, доллары могут стать менее ценными".
В контексте медийных сигналов, поступающих из Пекина и в которых четко чувствуется обеспокоенность именно перспективой девальвации американской валюты, желание богатых инвесторов и центральных банков обезопасить себя от такого развития событий вряд ли можно отнести к нерациональным.
Западные СМИ и профильные издания не зря отмечают дефицит именно "физического" золота, то есть обещание какого-нибудь швейцарского или американского банка поставить золото (или выплатить какие-то деньги, связанные с изменением официальной цены на золото) — купить легко. А вот получить в свои руки хоть сколь-нибудь серьезное количество реальных золотых слитков или монет уже намного сложнее. "Хочешь купить золотые слитки или монеты? Удачи тебе!" — горько иронизирует американский телеканал CNN и сообщает, что инвесторы скупают то и другое, "стремясь обеспечить безопасность, предлагаемую драгоценным металлом, поскольку пандемия коронавируса разрушает экономику и вынуждает центральные банки печатать триллионы новых долларов. Но из-за того, что крупные заводы по переработке золота по всей Европе закрыты из-за правительственных мер, у интернет-магазинов нет (золота) в наличии, а пассажирские самолеты, которые перемещают слитки, стоят на земле, "физическое" золото становится все труднее найти".
Нынешний советник Дональда Трампа по экономическим вопросам Лэрри Кадлоу в интервью американскому журналу The Spectator еще в 2001 году говорил: "Я не хочу, чтобы золото было привлекательной и популярной инвестицией. (Как только оно станет привлекательной инвестицией. — Прим. ред.) в ту же минуту я буду знать, что остальная часть истории развалится".
Нынешние проблемы рынка золота — это, вероятно, не тот случай, когда "вся остальная история" (под которой мистер Кадлоу, возможно, понимал американскую экономику и финансовые рынки) действительно "развалится": монетные дворы выйдут из карантина, может быть, немного уляжется паника на финансовых рынках, и вообще делать прогнозы о том, что "конец света" уже наступил или вот-вот наступит, — это все-таки неблагодарное занятие. Но нынешняя ситуация очень хорошо демонстрирует, насколько хрупок нынешний долларизированный и глобализированный финансовый мир и насколько легко чуть более серьезная, чем коронавирус, всеобщая проблема может порвать его в клочья.
В этом контексте постоянные закупки золота российским Центральным банком (над которыми в спокойное время некоторые медиакомментаторы любят иронизировать) смотрятся уже не как излишняя предосторожность, а как обоснованная предусмотрительность. Рано или поздно все бонусы от этой предусмотрительности обязательно проявятся самым очевидным образом.