Залина Кулумбегова
Заслуженный артист Южной Осетии Геннадий Биченов считается в республике живым олицетворением осетинского хореографического искусства. Он не только внес большой вклад в его развитие как танцор, но многое делает и для воспитания нового поколения исполнителей национальных танцев.
Своим усердным отношением к делу Биченов обязан семье, где с самого детства ему привили любовь к творчеству. Его отец Шевид Биченов, танцор государственного ансамбля "Симд", организовал семейный ансамбль в родном селе Цинагар, потому неудивительно, что у юного Геннадия появилась привязанность к музыке и танцам.
"В начальных классах я занимался борьбой и танцами, в обоих направлениях мне пророчили хорошее будущее, но в старших классах я все же сделал выбор в пользу хореографии", — рассказывает Геннадий Шевидович.
Окончив среднюю школу в селе Цинагар, Геннадий вместе с семьей переехал в Цхинвал, где поступил в Юго-Осетинский педагогический институт. Одновременно с учебой он начал работать в государственном ансамбле "Симд" под руководством выдающегося осетинского хореографа Хазби Гаглоева. Вскоре молодого танцора за его профессионализм определяют в старший состав.
"У меня, конечно же, были какие-то знания в танцах, но мне еще надо было многому научиться. Благодаря своему руководителю и постоянной работе над собой, я достиг, как мне кажется, хороших результатов. Впрочем, с Хазби Гаглоевым это было сделать легко. Он был истинный профессионал, который умел передавать свои знания и опыт внимательным и ответственным ученикам", – вспоминает Биченов.
Двадцать лет творческой жизни Геннадий посвятил ансамблю "Симд". Это был период, когда коллектив достиг больших высот. Работа была не только интересной, но и востребованной. Еженедельные представления на сцене драмтеатра имени К. Хетагурова, гастрольные поездки по городам СССР. Большой была программа и зарубежных гастролей: Йемен, Германия, Франция…
"Помню, как однажды, во время очередных гастролей, мы давали представление в одном поселке в Республике Тыва. На открытой площадке полным ходом шла репетиция, когда к сцене подбежала взволнованная женщина. Мы были немного озадачены и не сразу поняли, что происходит. Подойдя к сцене, она обратилась к нам по-осетински, и тогда все сразу стало понятно. Честно говоря, мы не ожидали, что так далеко от родины встретим свою соотечественницу. Женщина пригласила нас к себе в гости, испекла пироги, как принято у осетин. Самое интересное, куда бы мы не приезжали с гастролями, везде оказывались выходцы из Осетии. И конечно, это бывает очень приятно", – рассказывает хореограф.
В начале 90-х годов, во время грузино-осетинского противостояния, Биченов, как и многие жители республики, встал на защиту своей родины.
"В этот сложный для осетинского народа период главным оружием было единство. Проявлялись наши лучшие черты характера, уважительное отношение к старшим. Тогда о танцах пришлось надолго забыть. Мы с друзьями с оружием в руках охраняли спокойствие нашего народа, оперативно реагировали на события, которые у нас происходили", – вспоминает Биченов.
В конце 90-х годов Биченов, как танцор со стажем, уходит на пенсию, но с хореографией не порывает. Он организовал ансамбль "Ирон", который насчитывал более 60-ти детей, добрая половина из которых впоследствии вошла в состав единственного в республике государственного ансамбля. Одновременно с этим он начал преподавать национальную хореографию в Государственном лицее искусств. Здесь он работает до сих пор.
"В 2000-х годах меня назначили руководителем государственного ансамбля "Симд". С обновленным составом и новой программой, творческий коллектив вновь отправляется на гастроли за пределы Южной Осетии", – рассказывает Геннадий.
Это был период, когда после долгой стагнации, вызванной военным лихолетьем, культура в Южной Осетии начала возрождаться. Одним из символов этих положительных перемен стала деятельность ансамбля под руководством Биченова. Даже сегодня, спустя много лет, о нем с теплотой вспоминают члены коллектива.
"Как руководитель он был строгим, требовательным, немного эмоциональным, но, в то же время, добрым и понимающим. Геннадий Шевидович был хорошим наставником, человеком на которого можно было положиться и в каких-то жизненных обстоятельствах. С ним всегда было интересно работать, он ставил энергичную программу, с которой мы долго гастролировали. Особенно вспоминается выступление в зале имени Чайковского в Москве, которое прошло на ура", – вспоминает Жанна Санакоева.
В 2006 году Биченов организовал ансамбль "Скифы", куда вошли дети школьного возраста. Участие в международных фестивалях детского танцевального коллектива было отмечено многочисленными наградами. С юными танцорами Геннадий Шевидович объездил много городов России. Были выступления и в зарубежных странах, среди них наибольшее впечатление произвели Израиль и Турция.
"Создавая постановки, добавляя живую музыку доули и гармони-фандыра, одевая юных танцоров в национальные костюмы, расшитые осетинским орнаментом, мы демонстрировали зарубежному зрителю культуру нашего народа. Я горд тем, что мы делали с ребятами. Благодаря этому многие узнали, кто такие осетины и какое у них искусство", – говорит хореограф.
У Геннадия Биченова большой опыт в сфере национальной хореографии, которым он и сегодня щедро делится с своими воспитанниками. Потому что понимает – развитие танцевального искусства невозможно без продолжения традиций и преемственности поколений.
Свою семейную и творческую жизнь Геннадий разделяет с супругой Валентиной Тедеевой, с которой он долгие годы танцевал в ансамбле "Симд". Валентина поддерживает и помогает Геннадию уже 41 год. Танцуют их сын и внучки. Но эта уже новая история, для нового рассказа…