Залина Кулумбегова
Платон Давидович Габуев из села Нагутни ушел на фронт в 23 года. В составе 22-го стрелкового полка 61-й мотострелковой дивизии лейтенант из Южной Осетии с боями дошел до Варшавы и Бухареста.
"Летом 1944 года дядя вместе со своим подразделением попал в окружение, их взяли в плен немцы. Израненных советских бойцов поместили в концентрационный лагерь Освенцим. Он вспоминал, что там происходили страшные вещи. Людей морили голодом, травили в газовых камерах, и это еще не все зверства, которые надзиратели применяли к узникам лагеря смерти", - рассказывает племянница ветерана, Марина.
Платон Габуев не стал безвольно ожидать такой участи и решился на побег.
"Дяде удалось вместе с шестью военнопленными сбежать, они выбрались по канализационным трубам. Дальше - скитание по окрестностям в надежде найти дорогу к своим. За ними была устроена погоня: надзиратели с автоматами, собаки… Обессиленные узники не смогли уйти далеко, ищейки вышли на их след, и они снова были схвачены. Военнопленных привезли в Освенцим, страшно избили и бросили в штрафные отсеки. Ночью, когда стемнело, в их еду добавили отраву. Выжили те, кто съел меньше", - говорит Марина.
Продвигаясь по Европе во время наступательных операций против фашистской Германии, союзные войска освобождали десятки тысяч узников концентрационных лагерей. Многие из них, измученные голодом и болезнями, были на грани смерти.
Судьба была благосклонна и к Платону Габуеву. 27 января 1945 года подразделения Красной Армии подошли к территории концлагеря. Войдя на его территорию, советские солдаты нашли живыми только несколько тысяч истощенных узников, в их числе был и Платон. Его обнаружили в тяжелом состоянии, под телами умерших.
"Когда советские солдаты освободили лагерь, они заходили в газовые камеры и кричали, может, кто остался в живых. И так нашли дядю, он был под телами убитых узников концлагеря. Не знаю, как он еще оставался жив, ведь прошло немало времени после массовой казни", - рассказывает Марина.
В это время в родное село Нагутни в семью Габуевых пришла похоронка. В день, когда должны были состояться похороны, мама Платона Дарья зашла в сарай. Легенда гласит, что за женщиной заползла змея. И дальше происходит невероятное. Женщина рассказывала, что змея пристально посмотрела на нее и стала поворачивать из стороны в стороны свою головку. Дарья расценила это как знак отрицания, который ей подала змея. А это пресмыкающееся всегда считалось в Осетии символом мудрости. Выйдя из сарая, Дарья сказала, что ее сын жив и поминки делать не надо. Родственники и близкие удивились ее словам, но перечить не стали.
И что еще удивительнее. Через несколько дней из госпиталя в Тбилиси приходит письмо, в котором говорилось, что Платон Габуев жив, но находится в тяжелом состоянии.
"Мама и моя бабушка отправились за ним и привезли его домой. На тот момент дядя весил двадцать пять килограмм", – рассказывает Марина.
Теплота и забота семьи помогли Платону прийти в себя, встать на ноги, жениться, завести детей. Умер ветеран в возрасте 90 лет. А на память о страшных днях войны и ужасах Освенцима у него остались Орден Отечественной войны I степени и ночные кошмары.