Александр Кундухов
Парк Победы был заложен еще в конце девяностых. Это треугольник, площадью 35 гектаров, зажатый между Московским шоссе, улицами Калинина и Хадарцева.
Сегодня территория, которая должна была стать парком, больше похожа на зону отчуждения. Людей, здесь не встретишь, и это не удивительно. Нет ни дорожек, ни даже захудалых тропинок. Все покрыто волнистым и толстым одеялом многолетней травы. Прогулка по поверхности из огромных пыльных кочек – удовольствие, конечно, не из приятных.
Во все стороны расходятся стройные ряды жиденьких молодых деревьев, многие из которых давным-давно засохли.
В серости этого унылого пейзажа бросается в глаза маленькая аккуратная оградка из зеленого штакетника. Оказывается, в этом нежно огороженном загончике должен был выситься Сталинградский Тополь Победы. Но, к сожалению, дерево, высаженное пять лет назад, исчезло. Засохло, сгнило, похищено… не известно. Дерева нет, а табличка и забор остались.
Еще метров через 150 в самом центре парка стоит мощный бетонный остов. Стоит и разрушается под натиском беспощадной атмосферы. Арматура ржавеет, бетон разрушается, видно, что, едва начатое строительство заброшено.
Рядом на гранитной плите еще можно различить размытые природой буквы. Если кратко, в граните высечено, что здесь должен был быть построен самый большой в Осетии храм Александра Невского. Строительство должно было пройти под попечительством главы РСО-Алания Таймураза Мамсурова (да, да) и гендиректора УГМК Андрея Козицына (кстати, именного его имя на граните сохранилось лучше всего остального).
Несколько поодаль на выцветшем плакате дополнительная информация. Оказывается, строительство храма должно было завершиться еще 2 года назад.
Да бог с ним, с храмом. Мест для молитвы в Осетии, к счастью, множество и на любой вкус. И Мамсуров давно не глава, и УГМК бросила наши земли и ушла безвозвратно.
Да и Тополь Победы не прижился, что поделать. Не заставишь же его расти насильно, может не по вкусу ему местный климат.
А вот общая заброшенность парка – печальное зрелище. Сам парк, если его можно еще так называть, погибает. Может быть это такая специальная тактика по выращиванию парка. Естественный отбор самых жизнестойких деревьев, уникальный полуметровый защитный слой травы, отсутствие дорожек – это защита от вандалов. Может быть, но я не уверен.
А между тем, парков во Владикавказе не хватает катастрофически. 35-й и 34-й микрорайоны, весь БАМ – это территории каменных джунглей, лишенные, по большому счету, всякого озеленения. Под застройку отдается каждый клочок земли. Дома среди безжизненной пустыни. Жилые районы сдаются без озеленения, и это как будто, так и должно быть. И сами жильцы, зачастую как могут всаживают деревья на придомовых территориях.
Владикавказ задыхается без парковых зон, которые должны быть в каждом районе. Каждый горожанин имеет право на парк в пешей доступности.
Только в этом случае столицу Осетии можно будет назвать уютной и гостеприимной, удобной и чистой. Наш некогда "синий город" утопает в пыли и смоге, это результат бестолковой, а может и преступной градостроительной политики.
Парки нужны. Именно парки, с лабиринтами тропинок и высокими густыми деревьями, простыми лавочками и тихими уголками под зелеными кронами. Без шумных кабаков, забегаловок и ларьков, без каруселей и сладкой ваты, без коммерции и суеты. Нужны места для отдыха, островки чистого воздуха и покоя.
Парки надо закладывать сейчас. Пока не стало поздно. Время и так безвозвратно упущено.