ЦХИНВАЛ, 3 мар - Sputnik, Александр Кундухов. В Северной Осетии может быть создан крупнейший многофункциональный логистический центр. Цель проекта - разгрузить пункты пропуска на границе России со странами Закавказья: Южной Осетией ("Нижний Зарамаг"), Грузией ("Верхний Ларс") и Азербайджаном ("Яраг-Казмаляр" и "Тагиркент-Казмаляр").
Необходимость в этом назрела уже давно. Пункт пропуска "Верхний Ларс" на российско-грузинской границе последние годы работает, в буквальном смысле, за пределами возможностей. Проектная пропускная способность КПП – всего около 200 грузовых машин в сутки. В реальности "Верхний Ларс" уже сейчас пропускает в разы больше. Ежедневно через границу проезжают до одной тысячи большегрузных фур, и это не считая огромного количества легкового транспорта.
Погодные условия часто усугубляют ситуацию. Снегопады и сели на высокогорных участках Военно-Грузинской дороги парализуют движение. Тысячи машин дожидаются проезда иногда по несколько недель. Не редко скапливаются многокилометровые очереди легкового транспорта. Стесненные условия Дарьяльского ущелья не позволяют создать у границы объекты необходимой инфраструктуры.
Грандиозный транспортный узел планируется создать рядом с федеральной трассой, недалеко от станицы Змейская. Руководство республики уже выделило 25 гектаров земли.
Автор идеи Касполат Кумаллагов считает, что реализация проекта существенно улучшит ситуацию.
"Если запустится этот проект, граница разгружается, по трассе не будут стоять в очередях и пробках. Не будут отвлекаться все службы: МВД, МЧС, медики. Чтобы не было скоплений у поста, на комплексе будет работать электронная очередь, чтобы машины не стояли возле границы. Человек будет знать свое время, и подъезжать к границе в назначенный час. Это очень удобно. Стоимость всего проекта - 300 миллионов рублей", - рассказал автор проекта.
Проект устроен так, чтобы охватить все ключевые транспортные артерии, проходящие через Осетию. Многофункциональная зона дорожного сервиса должна включить в себя целый комплекс объектов. В первую очередь, это, конечно, стоянки краткосрочного и долгосрочного размещения. Стоянки должны вместить более двух тысяч единиц транспорта.
Предусмотрены автозаправочная станция, ремонтные сервисы и мастерские как для легкового, так и для грузового транспорта. Мотель и кафе, медицинский пункт и кабинет юридической помощи для тех, у кого заканчивается срок действия документов.
Планируется создание удобного логистического центра, с возможностью разгрузки и длительного хранения. Переадресация и сортировка грузов позволят максимально оптимизировать грузовые потоки Северного Кавказа.
"Российские машины приезжают, разгружаются, а иностранные фуры загружаются и увозят. Это даст мощную разгрузку границы, увеличится пропускная способность, потому что российские большегрузы будут гораздо реже пересекать границу. Все там будет: холодильный склад, склад для хранения строительных материалов, продуктов питания и всех возможных грузов. Рассчитываем площадь складов более 30 тысяч квадратных метров", - отмечает Кумаллагов.
Пока идут только подготовительные работы. Специалисты приступили к планировке. Получено разрешение на строительство. О начале работ было заявлено руководством Северной Осетии еще в 2018 году. Но подготовительный этап несколько затянулся.
Автор проекта сообщил, что сейчас идут поиски инвесторов.
"Есть трудности с финансированием, проект не дешевый. Для того, чтобы трудности разрешились, в первую очередь нужно согласовать с правительством республики "дорожную карту", которая включает план действий по этому проекту. Нужно подписать соглашение с агентством развития РСО-Алания и министерством экономики. Тогда будет легче искать инвесторов. Сейчас работаем над этим. Нам никто не мешает, но дела, к сожалению, идут медленно", - заключил Кумаллагов.