Мечтать о великом: взрослый выбор детей Южной Осетии

© Sputnik / Наталья АйриянПоследний звонок в Южной Осетии
Последний звонок в Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Весна для одиннадцатиклассников - пора сложная и нервная. Приближаются экзамены - сначала выпускные, потом вступительные, возможно, ЕГЭ и еще что-нибудь

Приближается конец хорошо знакомой школьной жизни, последний звонок, выпускной бал, переезд в другой город, переход в другую компанию, прощание со старыми друзьями, начало новой главы.

Те, кто прошли этот путь, уже подзабыли, глядя издалека, что во всей этой суете для будущих выпускников важней всего сделать правильный  выбор.

Выпускники МГИМО - Sputnik Южная Осетия
Пора возвращаться домой: выпускники МГИМО о жизни в Цхинвале

То есть сегодняшний пока школьник, опаздывающий к репетитору, после которого - тренировка, а потом - домашка, а потом снова школа, а где-то там экзамены, должен решить, чем хочет заниматься всю оставшуюся жизнь. И хотя в наше время среди родителей утвердилась тенденция готовить детей практически в конкретный ВУЗ, старшеклассник оказывается перед выбором почти внезапно, без предупреждения, не имея представления, что и как делать. Хорошо, когда есть несколько готовых вариантов ответа, как в  ЕГЭ: поставил галочку в нужной графе и свободен. Но в нашем случае количество вариантов практически не ограничено – от популярных до самых сложных и труднодоступных. Перед выпускниками лежат сотни - нет, тысячи путей, ведущих в светлое будущее.

Может быть, именно поэтому наши дети обычно выбирают из нескольких проверенных вариантов: экономика, юриспруденция, медицина, военная сфера. Неограниченный выбор пугает, ставит в тупик, как свободная тема сочинения, и человек послушно склонятся к привычному "как я провел лето". Как еще объяснить то, что в нашем государстве переизбыток экономистов и юристов, но нет ни одного архитектора, лесовода, ботаника? Сегодня, к примеру, я узнала, что среди студентов из Южной Осетии, обучающихся в России, есть один логопед. Единственный! Это трогательно и прекрасно, но все же не типично для наших выпускников.

Города средневековой Европы строились ремесленниками и торговцами. И те, и другие предпочитали держаться поближе к своим, поэтому, гуляя по какому-нибудь европейскому городку, легко понять, чем занимались жители того или иного квартала столетия назад. Здесь вот жили кузнецы, тут работали мастера по дереву, на другом берегу виден квартал гончаров, прижатый к улицам кожевенников...

В этом смысле Цхинвал - настоящий европеец. Детские магазины кучкуются рядышком, пекарни стоят напротив друг друга, автомастерские захватывают целые улицы. Утилитарного смысла в этом не так много, как в каком-нибудь Брюгге или Гетеборге: просто цхинвальцы смотрят на успешных соседей и повторяют.

Студенты на лекции - Sputnik Южная Осетия
Нужные специалисты: кто и как поступает "на бюджет" в вузы России из Южной Осетии

И нет в этом ничего плохого - до тех пор, пока этот путь не начнет заводить в тупик. Сколько окошек готовой кухни может вместить одна крохотная улочка? Сколько магазинов детской одежды нужно нашему небольшому городу? И сколько нам нужно экономистов, сколько юристов, сколько военных? Нет, все они нужны, но ведь общество состоит не только из них. Вспоминается фрагмент из фильма "Трасса 60", где персонаж попадает в городок адвокатов: здесь заводят дела, подают апелляции, оспаривают трактовку статей, все друг с другом судятся, но ведь все заняты делом! "Пиршество интеллекта", - говорят они.

Обществу нужны садоводы и фермеры. Городу нужно планирование и развитие. Государству нужно производство, нужно сельское хозяйство. Нужны руки, умеющие работать - чтобы их не приходилось ввозить из-за рубежа, чтобы эти руки могли посадить картошку, починить машину, построить дом и не навредить при этом экологии.

Но такие профессии у нас не в почете, и далеко не всегда причина этого кроется в прохладном к ним отношении (оно, тем не менее, тоже имеет место быть). Просто отсутствие положительных примеров не служит хорошим мотиватором. Соответственно, дети (с одобрения взрослых) выбирают более надежный путь, не всегда понимая, отвечает ли он мечте, способностям, цели.

В этом году в перечне специальностей высшего образования для обучения в российских ВУЗах, опубликованном на сайте Россотрудничества, значатся "дизайн архитектурной среды" и "ландшафтная архитектура", "системы связи", "электроэнергетика и электротехника". Экономика и право там тоже есть, но их меньше, чем детям хотелось бы, и школьные учителя жалуются на подавленное настроение учеников.

- А я вообще не буду поступать, пойду служить. Потом устроюсь на базу, там платят неплохо. Машину куплю нормальную.

Я знаю стоящего передо мной парня с детства. В пять лет он играл в футбол и носился по улице с друзьями, в семь - твердил о кругосветке и больше всего на свете верил в себя. Когда ему было десять, он начитывал рэп собственного сочинения на старый диктофон; в двенадцать он мечтал о гитаре. Ребенок вырос в высокого молодого мужчину; ему шестнадцать, он крутит в руках телефон, купленный на мамины деньги, и ключи от полуразбитой машины, которую ему еще нельзя водить. Он подвозит меня до дома, и я спрашиваю, о чем он мечтает.

- Да мне бампер поставить надо, сколько уже голый катаюсь. Хорошо бы ставка прошла сегодня. Ладно, друзья ждут, хинкали стынут.

Мне становится грустно. Хочется подарить ребенку бампер - пусть мечтает о чем-нибудь великом.

Больница - Sputnik Южная Осетия
"На душе спокойно": молодые врачи о возвращении в Цхинвал

Может, дело не в масштабах выбора или привычности проторенных путей. Не в том, что по широкой дороге спокойней идти, не в желании строить жизнь "как у всех", и не в том, что давят родители и окружающие. Может, дело в том, что с изменившимся стилем современной жизни, с обилием негативных и порой откровенно страшных новостей, с отсутствием позитивных прогнозов на будущее дети разучились мечтать, потеряли способность смотреть вперед с надеждой, перестали верить в возможность успеха.

Все же хочется верить, что значительная часть родителей является той самой прогрессивной частью общества, которая, вопреки современной морали о безопасном выборе специальности, готова поддержать будущих космонавтов, физиков-ядерщиков, IT-специалистов, микробиологов и генных инженеров. А государство, которое, по сути, тоже состоит из родителей, из взрослых, окажет свою поддержку - создав детям гарантии достойного будущего, хорошей работы, обеспеченной занятости с хорошей зарплатой. Гарантии того, что они не останутся на улице после окончания учебы. Что они нужны.

Нужен прецедент, желательно - несколько, после которых дети перестанут идти по утоптанным дорогам, откроют глаза пошире и смогут рискнуть, выбрав необычное, но желанное будущее - и будут знать при этом, что получат поддержку на пути к своей мечте.

Лента новостей
0