ЦХИНВАЛ, 20 фев - Sputnik, Анна Кабисова. В Государственном музее Востока в Москве открылась выставка керамики "Тотемы, мифы, образы", на которой представлены керамические сосуды сармато-меотских племен Северо-западного Кавказа, дополненные произведениями современных художников Дарьи Делоне и Дмитрия Горячкина (группа ДаДим).
По словам куратора выставки, заместителя заведующего отделом археологии Музея Востока Тамерлана Габуева, идея сочетать археологию и современное искусство, в музее реализуется впервые.
"Подобная подача археологических предметов оригинальна и не имеет аналогов. Популярная в лучших музеях мира интервенция современного искусства выведена на новый уровень. Дима Горячкин захотел пофантазировать об археологии, а я предложил керамику. Так все завертелось. Диму Горячкина и Дарью Делоне знаю давно, но их выставка в Музее Сидура меня восхитила, - я увидел Художников", - рассказал куратор.
Керамика, представленная на выставке, происходит из Чернышевского и Штурбинского могильников, раскопанных в Адыгее с 1985 по 1988 годы экспедицией Государственного музея Востока, и датирована с конца I в. н. э и до начала III в. н.э. Эти сосуды отличает одна особенность – они имеют ручки, выполненные в зооморфном стиле в виде фигурок животных.
"Эти животные с одной стороны исполняли функции оберега, с другой – являлись отголоском тотемических представлений населения, восходящих к глубокой древности. В любом случае изображения имели магическое и религиозное наполнение. В этой связи показателен образ барана. Исследователи связывают барана с воплощением древнеиранского божества Фарна (hvarnah) олицетворяющего высшую благодать, благоденствие и прочее", – рассказал Тамерлан Габуев.
К каждому археологическому сосуду художники Дарья Делоне и Дмитрий Горячкин изготовили две работы – это фотография сосуда, художественно воспроизведенная на металле, и металлическая скульптура с элементом из керамики, отражающая, в понимании художников, "душу" сосуда. Кроме того, представлена общая композиция – размышление о зооморфной керамике сарматов.
"Мы задаемся вопросом, почему сарматы делали на своих сосудах ручки в виде животных? Возможно они стремились привлечь душу, дух зверя, используя в своих работах зверя всегда светлого, зверя-помощника или зверя-защитника? Душу зверя или своеобразного ангела-хранителя? Мы полагаем, что зооморфный характер ручек этих сосудов носил не декоративно-прикладной, а скорее сакральный характер. В своей части проекта мы пробуем показать этот мир "Души предмета". Душу вещи, ее ангела, ее сакральную, онтологическую сущность", – рассказали художники.