Мошенничество или благое дело: загадочная история фонда "Верность" в Южной Осетии

© Sputnik / Максим Богодвид / Перейти в фотобанкПечать денежных купюр на фабрике ФГУП "Гознак" в Перми
Печать денежных купюр на фабрике ФГУП Гознак в Перми - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Генпрокуратура выявила, что благотворительный фонд, зарегистрированный в Южной Осетии, совершает хищение денежных средств мошенническим путем. Однако сами основатели фонда с обвинениями не согласны - корреспондент Sputnik попытался разобраться в ситуации

ЦХИНВАЛ, 6 фев - Sputnik, Диана Козаева. Генеральная прокуратура Южной Осетии уличила гражданина России Армена Бегларяна в мошенничестве. Несколько лет назад он зарегистрировал в Южной Осетии благотворительный фонд под названием "Верность". В документах организации указывалось, что фонд будет заниматься восстановлением исторических памятников – церквей, часовен и так далее.

За что же зацепились блюстители закона

Проверкой фонда "Верность" Генпрокуратура занялась по поручению президента Анатолия Бибилова. Ведомство установило, что фонд открыл расчетный счет в Нацбанке Южной Осетии, а председателем попечительского совета числится депутат парламента 6-го созыва от партии "Единая Осетия" Борис Тасоев.

Отчет прокуратуры - Sputnik Южная Осетия
Генпрокуратура Южной Осетии отчиталась о возврате средств Спецсчета и работе в 2019 году

"На сайте фонда "Верность" было размещено обращение о сборе денежных средств для строительства Мемориального комплекса в честь российских миротворцев, героически погибших во время вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Место для строительства комплекса было определено в селе Зар Цхинвальского района. При этом, указаны четыре расчетных счета, открытых в кредитных учреждениях на территории Российской Федерации, и отсутствует упоминание о расчетном счете в НБ РЮО", - отметил на отчетном собрании генеральный прокурор Урузмаг Джагаев.

Генпрокурор добавил, что при этом в администрацию Цхинвальского района никто не обращался с заявлением о выделении земельного участка, проект комплекса не согласовывался и не утверждался. Хотя денежные средства на счета фонда перечислялись российскими физическими и юридическими лицами, в том числе и некоторыми губернаторами субъектов РФ, утверждает Джагаев. В то время как работы по строительству Мемориального комплекса не велись и не ведутся.

© Пресс-служба президента РЮООтчет прокуратуры
Мошенничество или благое дело: загадочная история фонда Верность в Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия
Отчет прокуратуры
"Таким образом, проверкой было установлено, что Бегларян организовал деятельность по сбору средств в РФ, чем совершил и продолжает совершать хищение денежных средств граждан и организаций РФ путем мошенничества. Собранные в ходе проверки материалы направлены в Генеральную прокуратуру РФ для принятия процессуального решения", – добавил Джагаев.

Кто такой Армен Бегларян?

Бегларян попал в Южную Осетию после войны в августе 2008 года, в самый разгар строительного бума. Кого только тогда не заносило в Цхинвал на "восстановление" разрушенных домов, дорог, зданий. Потоки финансовых средств, перечислявшиеся со всей России и бесконтрольно растворяющиеся в республике, манили всевозможных строителей, подрядчиков, рвущихся помочь разбомбленному Цхинвалу и его жителям.

© mbf-vernostАрмен Бегларян
Мошенничество или благое дело: загадочная история фонда Верность в Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия
Армен Бегларян

Некоторые действительно с чистой совестью выполняли взятые на себя обязательства, но "на память" о большинстве из них остались уголовные дела и похищенные деньги.

В Южной Осетии Бегларян создал строительную фирму "СарматСпецСтрой", а в 2012 году стал подрядчиком строительства одной из главных столичных улиц – проспекта Алана Джиоева. Спустя три или четыре года после окончания работ по благоустройству проспекта, Бегларян написал открытое письмо на имя президента России с просьбой помочь ему получить "заработанные потом" деньги в сумме 23 миллионов рублей, которые ему не доплатило правительство Южной Осетии.

© Sputnik / Наталья АйриянПроспект А. Джиоева
Мошенничество или благое дело: загадочная история фонда Верность в Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия
Проспект А. Джиоева

При этом Бегларян заявил, что тогдашний президент Леонид Тибилов ссылается на Россию, якобы Тибилов "в своих встречах с населением акцентирует, что невыплаты подрядчикам – вина РФ".

На это письмо тогда же отреагировал генпрокурор Урузмаг Джагаев, он назвал недопустимыми подобные действия.

"Леонид Тибилов такого никогда бы себе не позволил – снять с себя ответственность и переложить на чужие плечи… Это, во-первых. Что же касается России, то это тоже не в характере президента – обвинять Россию в каких-то финансовых нарушениях. Видимо, нужно поговорить с Арменом Бегларяном и более детально разобраться в этом. Я считаю, что такими высказываниями генеральный директор "СарматСпецСтрой" подрывает авторитет не только президента, но и власти, и республики в целом, а это недопустимо", – заявил генпрокурор.

"Душевные порывы Бегларяна"

С подрядчиком и благотворителем довелось посотрудничать и начальнику отдела охраны памятников Минкультуры Нелли Табуевой. Правда, воспоминания об этом сотрудничестве у нее не самые радужные.

© Sputnik / Наталья АйриянНелли Табуева
Мошенничество или благое дело: загадочная история фонда Верность в Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия
Нелли Табуева
"Он работал у нас подрядчиком. Потом открыл здесь Фонд возрождения, реконструкции и восстановления памятников. Познакомились мы с ним, когда он пришел в отдел охраны памятников и попросил разрешения на восстановление армянской церкви в Згъудер. Заверил, что будет делать это на свои деньги. Рассказывал про свои душевные порывы, что он постоянно видит это во сне, и даже ночью идет туда молиться. В общем, говорил такие красивые слова. И мы согласились", – рассказала Табуева.

Она говорит, что Бегларян был согласен со всеми выдвинутыми условиями – восстановить по закону, из старого кирпича, из которого была построена церковь. Ему предоставили снимки, попросили только собрать документацию, подтверждающую, что Бегларян в состоянии выполнить работы, а также дать обязательства, что он завершит начатое. Оставалось подписать договор.

Згудерский храм - Sputnik Южная Осетия
Дорога к храму: в Цхинвале построили новую лестницу к святилищу Згудер

Но благотворитель решил не дожидаться подобных формальностей, видимо, показавшихся, ему малозначимыми.

"Как только он с нами поговорил, он начал вести работы на территории церкви. Мы ходили к нему, говорили, что надо восстановить как следует, указывали на недочеты. Он отвечал "да, да" и продолжал свое дело. Потом его отсюда то ли выгнали, то ли он бежал – это было связано с его подрядными делами", – рассказала Табуева.

Она заметила, что по рассказам местных армян, в той самой церкви в стене были закопаны сокровища. Хотя Табуева уверяет, что никаких сокровищ там не было.

После этого, говорит она, Бегларян исчез, и сейчас появился уже с другим фондом.

"И у него возникает гениальная идея, как у Остапа Бендера. Он решил построить памятник российским военным, погибшим в Южной Осетии. Обращается к россиянам за помощью. Но наше доверие он потерял", – отметила Табуева.

Вице-спикер парламента Петр Гассиев рассказал Sputnik, что в бытность главой закоргана к нему приходили письма из администраций разных регионов России.

"Они, оказывается, письма разослали по всяким организациям. А Борис Тасоев ведь был депутатом, и люди интересовались, на что фонд просит деньги. Я отвечал, что это ошибка", – сказал он.

Тасоев готов ответить

Сам Борис Тасоев сказал Sputnik, что сбор средств продолжается. Ему не понятно, в чем суть претензий правоохранителей. Экс-депутат утверждает, что вся отчетность о деятельности фонда была предоставлена еще в конце прошлого года.

© Пресс-служба парламента РЮОБорис Тасоев
Мошенничество или благое дело: загадочная история фонда Верность в Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия
Борис Тасоев
Он согласен лишь с тем, что с вопросом о выделении участка под строительство мемориального комплекса они обратились напрямую в Зарскую сельскую администрацию, а не оформили это через администрацию Цхинвальского района.

"Это лишь несоблюдение каких-то технических моментов", – уверяет Тасоев.

По его словам, на банковском счете фонда собралось всего около ста тысяч рублей, в то время как строительство комплекса оценено в чуть более 25 миллионов рублей.

"Сами посудите, что можно сделать на сто тысяч рублей", – недоумевает экс-депутат.

Он задается вопросом, почему прокуратура тянет, если у них есть какие-либо основания для возбуждения дела. При этом, по словам Тасоева, после предоставления отчета о работе фонда у прокуратуры вопросов больше не возникало.

"Если это не заказной момент, то в чем причина", – недоумевает он.

Он говорит, что первая проверка Генпрокуратуры последовала спустя несколько месяцев после регистрации фонда. А основанием для соответствующего поручения президента послужило письмо из одного из российских регионов, куда, в том числе, учредители фонда обращались за помощью в строительстве мемориала.

Медицинская книжка. Архивное фото - Sputnik Южная Осетия
Куда уходят деньги народа: ситуацию с медикаментами расследует Генпрокуратура Южной Осетии

"Отсюда послали ответ, что ни такого человека, ни такой организации здесь не знают. Хотя я на тот момент еще был депутатом", – рассказал Тасоев.

На вопрос, почему он не делился планами со своими коллегами в парламенте, экс-депутат ответил, что предпочитает не бежать впереди повозки, "надо пока сделать какие-то шаги".

"Разве на благое дело нужно чье-нибудь разрешение?" – говорит он.

Экс-парламентарий напоминает, что у Армена Бегларяна и ранее были проблемы с законом в Южной Осетии, на него было заведено уголовное дело, но после смены власти это дело закрыли.

"Если для этого были действительно серьезные основания, почему закрыли дело", – замечает Тасоев.

Он добавляет, что знаком с Бегларяном уже 11 лет и он "этого человека уважает".

"Благотворительность у него в сердце. И у меня были какие-то идеи. Я сам во время августа 2008 года находился в районе улицы Гафеза. Я видел, как рушили расположение миротворцев не по телевизору, а на самом деле. Это осталось в моей памяти. Зародилась идея, и мы решили ее реализовать", – рассказал Тасоев.

Он готов ответить, если у правоохранительных органов есть к нему вопросы.

"Если мы в чем-то виноваты, мы ответим. И Армен приедет и будет сидеть. Если это просто голословные обвинения, за них тоже надо будет ответить", – заявил экс-депутат.

"Я просто в шоке"

Sputnik связался и с Арменом Бегларяном. В настоящее время он находится в Ставрополе. Он заверил, что в скором времени приедет в Цхинвал, чтобы выяснить ситуацию на месте.

"Я просто в шоке. Даже не знаю, что сказать. Это глупости. Почему пишут, что губернаторы нам перечисляли. Я же дал им выписки, там все отражено – кто и что перечислял. За полтора-два года мы собрали 125 тысяч", – рассказал он.

Бегларян вспоминает о прежней работе в Южной Осетии – о том, сколько всего он построил в республике, и что у него даже есть почетные грамоты. А в результате ему не выдали положенные деньги – 23 миллиона рублей.

Он утверждает, что после того, как начал критиковать за это власть, на него оказывали давление и даже покушались на его жизнь. Заявление в милицию он написал, но дальше этого дело не пошло.

Бегларян не знает, откуда "растут ноги" у этого дела, и предположил, что президенту "что-то не то докладывают".

"Все на виду, я ничего не скрываю. Люди знают, что я хотел сделать. Я построил церковь в Убиате, надо достроить в Згъудер. Я же ни у кого ничего не прошу", – говорит он.

Бориса Тасоева он называет одним из своих добрых и близких друзей и не видит ничего плохого в том, что они вместе решили воплотить в жизнь такую идею, как строительство мемориала.

© mbf-vernostМемориальный комплекс
Мошенничество или благое дело: загадочная история фонда Верность в Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия
Мемориальный комплекс

Он говорит, что собранные деньги пойдут не только на строительство, но и на создание сайта, разработку документации, командировочные и прочее. Кроме того, часть средств списывают за обслуживание банковского счета.

То, что деньги собираются на счете в российском банке, Бегларян объяснил тем, что у людей возникали сложности с переводом денег на счет в Нацбанке Южной Осетии.

"Я не мошенник, не преступник, я - обычный человек. Грош цена тем людям, которые занимаются клеветой. Бог им судья. Пусть сначала проверяют, а потом публикуют. Это, скорее всего, старая власть в этом замешана, я чувствую", – добавил он.

Эта история настолько же странная, насколько и интересная, соответственно, вызывает еще много вопросов. В том числе, интересны были бы и более подробные разъяснения Генеральной прокуратуры, которые получить сегодня не удалось. Поэтому Sputnik к этой теме еще вернется…

Лента новостей
0