Литература
"Часы затмения" Виктора Чигира
В январе этого года в национальном книжном издательстве "ИР" вышла книга молодого владикавказского писателя Виктора Чигира "Часы затмения". Сборник состоит из семи произведений – одной повести и шести рассказов. Заглавная повесть – "Часы затмения" – дает название всей книге. Также в сборник входят рассказы: "Новобранцы", "Марцелл", "Святой", "Пластилиновый мальчик", "Метаморфозы" и "Комната неизвестных".
"Творчество есть средство самовыражения. Можно сказать, мне хочется наиболее полно самовыразиться. Почему? Потому что могу. Почему именно посредством художественной прозы? Просто так сложилось, я с детства любил читать, а это почти неизбежно перерастает в желание писать. Производство духовных ценностей необходимо человечеству для выживания – не физического, а качественного, для сохранения своего положительного потенциала", – считает писатель.
Повести и рассказы автора публиковались в журналах "Дарьял", "Октябрь", "Урал", "День и ночь", а первая часть исторического романа "Утоление жажды" была опубликована в журнале "Дружба народов".
Выпуск молодежного номера журнала "Дарьял"
После пятнадцатилетнего перерыва северо-осетинский литературно-художественный журнал "Дарьял" возобновил выпуск специального молодежного номера, в котором публикуются произведения молодых авторов. Номер вышел в начале декабря. По словам главного редактора журнала Алана Цхурбаева, возглавив "Дарьял", он дал себе слово возродить специальный молодежный номер, который вышел в 1996 году и просуществовал десять лет.
"Конечно мы видим другую страну глазами молодых, ведь страна сильно изменилась за двадцать лет. И, наверное, в этом главное отличие того молодежного "Дарьяла" и нового. Я не помню, чтобы в 90-е кто-то касался политических и религиозных тем в своем творчестве, или, например, темы цензуры. Сейчас же это четко прослеживается. Почитайте рассказы Резвана Хасанова ("Тазият"), Киры Беловой ("Июльские костры"), или стихотворение "Вижу Россию" Алеты Айдарти, и убедитесь сами. В 90-х было больше свободы слова, меньше ограничений для публичного самовыражения, и молодежь больше погружалась в поиски себя, в какие-то метафизические искания. Сейчас же мы живем в условиях искаженного прессинга цензуры. Искаженного, потому что цензура вроде бы все еще в России запрещена, но при этом нам каждый день что-то запрещают. И молодежь, узрев цель в виде стены запретов, направляет свое бунтарство на то, чтобы стену эту прошибить, это вполне логично. Под "прошибить", я, конечно, имею в виду художественное обобщение всей этой реальности. Не могу сказать, что у нас в номере так много актуальной проблематики, нет, но то, что ее стало больше по сравнению с 90-ми, это факт", - рассказывает главный редактор журнала "Дарьял" Алан Цхурбаев.
Театр
Постановка спектакля "Ромео и Джульетта"
В начале января во Владикавказе состоялась премьера спектакля "Ромео и Джульетта", в котором задействованы студенты и выпускники актерского отделения факультета искусств СОГУ. Поставил пьесу заслуженный артист Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, режиссер Гиви Валиев и балетмейстер филиала Мариинского театра, хореограф Валерий Суанов.
Бессмертная пьеса Шекспира звучала на сцене в классическом переводе Пастернака, но все герои – наши современники, одетые в джинсовые и кожаные куртки, мартинсы и модные платья. Их словно и не переодевали для сцены – эффект героя из толпы, такого же как и мы все, был акцентирован и сценически – Ромео с друзьями Меркуцио и Бенволио, как и Джульетта, свободно перемещались со сцены в зрительный зал и обратно.
Сама сцена была решена максимально минималистично – полукруг лестниц с главной лестницей посередине и условная кровать Джульетты. Главными героями сцены были сами герои и свет.
За счет чего же удалось войти в мир Шекспира, если облик героев и отсутствующие декорации не дают никаких условных знаков для входа? Конечно же, это сам текст пьесы и то, как его говорят и проживают герои. Нет никакого противоречия в том, что Ромео в джинсовой куртке и Джульетта в мартинсах говорят невероятной красоты словами средневековой пьесы.
Столь подлинно звучит язык их тел и еще чего-то неуловимого, что все различия в одежде и обстановке эпох и стран, которые мы держим у себя в голове, стираются и остаются просто два человека, которые влюблены. Вот эту магию и удалось передать режиссеру Гиви Валиеву и хореографу Валерию Суанову. Большой плюс не только в том, что Валерий посредством нескольких танцевальных сцен задал невероятный драйв и эмоциональность постановке, но и в том, что второй язык главных героев – это то, как они двигаются, как идут навстречу друг другу, как просто стоят рядом и даже как умирают – в этом также видится рука хореографа.
Инклюзивный театр. Постановка сказки "Фунтик"
В декабре во Владикавказе состоялась премьера сказки "Фунтик" с участием детей из ресурсного класса 27-й школы. Постановка сказки "Фунтик" – продолжение проекта "Театр без сцены", реализуемого при поддержке ПАО "Ростелеком". На протяжении года было проведено несколько мастер-классов по театральному искусству, в процессе которых сложился коллектив из детей, увлекшихся театром.
По словам режиссера Тамерлана Рамонова, дети проявили яркий талант: "Поначалу мне было тяжело им все объяснить, но когда они уже поняли мой язык, мою систему, то, как я работаю, – стало гораздо легче и интереснее. Дети за время репетиций стали более раскрепощенными, артистичными и веселыми. На сцене они чувствуют себя комфортно".
Кино
Первый международный кинофестиваль "КиноБарс"
Первый международный кинофестиваль "КиноБарс" организовал актер, режиссер, продюсер и основатель студии Farn Movie Алан Догузов. На церемонию закрытия кинофестиваля во Владикавказ приехала актриса Самал Еслямова, которая получила в прошлом году золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля за роль в фильме Сергея Дворцевого "Айка". Актриса приехала в Осетию, чтобы лично представить зрителям картину, покорившую жюри одного из самых именитых кинофестивалей мира.
"Я думаю, что Айка намного сильнее меня, потому что то, что выдержала она… Все эти девять месяцев ожидания ребенка она была одна и никому не говорила. Вообще, женщины очень сильные. Не дай Бог никому испытать в жизни такую сложность. Всегда такое бывало, к сожалению, что матери отказываются от детей, а дети когда-нибудь отказываются от родителей. Тем не менее, Айка вышла из этой ситуации человеком – она осталась человеком, осталась матерью. Она не отказалась от самого главного, что есть в жизни, когда поняла в финале, что не сможет отдать своего ребенка", - говорит Самал Еслямова.
Съемки фильма "Детство Чика"
Летом режиссер Аслан Галазов закончил съемки фильма "Детство Чика", которые проходили в Абхазии. Проект, приуроченный к 90-летию выдающегося писателя Фазиля Искандера, поддержало министерство культуры РФ.
По словам Аслана Галазова, фильм о приключениях Чика безусловно актуален и сегодня.
"Феномен детства в определенных аспектах стоит вне времени. Именно поэтому тема детства – одна из вечных тем мировой литературы и искусства. И насколько бы детство современных детей не отличалось от времени Чика, нечто важное все равно остается неизменным. Фазиль Искандер настолько тонко и глубоко раскрывает психологию ребенка, созревание личности в ребенке, что каждый человек, вне зависимости от возраста, пола и национальности, найдет что-то знакомое и дорогое в приключениях Чика. И это делает аудиторию будущего фильма очень широкой. Я считаю, что фильм о приключениях Чика востребован временем, востребован современным зрителем, востребован современным отечественным кинематографом.
Ценности и качества, которые воплощает образ Чика, обладают непреходящей привлекательностью и для юного, и для взрослого зрителя: это благородство, смекалка, доброта, оптимизм, тяга к справедливости и отвага отстаивать ее. Чик очень актуален", - рассказывает режиссер.
Кинотеатр "Комсомолец" и студия кинохроники
Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил министру культуры РФ Владимиру Мединскому и главе Северной Осетии Вячеславу Битарову подготовить предложения по реконструкции и дальнейшему использованию кинотеатра "Комсомолец" и студии кинохроники во Владикавказе.
Поручение опубликовано в перечне по итогам пленарного заседания VI Медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации "Правда и справедливость" на сайте Кремля.
Обозначенный срок выполнения поручения - 1 декабря 2019 года.
Документальный фильм "Дед"
В октябре в Доме кино во Владикавказе состоялся показ документального фильма "Дед", посвященного 90-летию со дня рождения первого президента республики Северная Осетия-Алания Ахсарбека Галазова. Режиссеры фильма – Аслан Галазов и Исмель Шаов. Фильм доступен к просмотру на странице "Владикавказской экспериментальной киностудии".
Герои фильма – известные в республике и стране политические деятели, коллеги и родные, делятся воспоминаниями о своем опыте общения и работы с Ахсарбеком Галазовым.
Свою оценку политическим действиям первого президента республики в самые непростые для нее времена на фоне развала СССР – периоде войны в Южной Осетии, осетино-ингушского конфликта, дает руководитель администрации президента Российской Федерации (1993-1996 годы) Сергей Филатов.
Через портрет Галазова в фильме отражается целая эпоха – становление республики, в которой важную роль играла культура и образование, переломный период 90-х годов, когда республика стояла на краю пропасти, но выдержала.
В фильме задействован уникальный архив – фотографии из семейного альбома, интервью с самим Ахсарбеком Галазовым, военная хроника трагических страниц истории республики 90-х годов.
Сериал про подростков "Дочки"
В начале декабря на площадке YouTube была представлена первая серия авторского сериала Ильи Братчика "Дочки".
"Дочки" – это детский, творческий, музыкальный проект, и делается при непосредственном участии детей. "Дочки" о детях и для детей. Главные героини Армина Галстян, Вероника Тедеева и Елизавета Останина были отобраны по кастингу в интернете. Главным критерием для меня были их музыкальные способности.
"Сегодня, когда всем правит интернет, творческой единице сложно обратить на себя внимание, не перешагнув определенные красные линии, которые заложены в нас нашим менталитетом, воспитанием и элементарными нормами приличия. Тем более, когда дело касается детей. Просто хорошо петь, танцевать – недостаточно. Поэтому нашей небольшой команде (Илья Братчик представляет студию ML production – ред.) приходится искать неординарные способы по доставке наших песен и музыки до целевой аудитории. И художественное видео, которое мы снимаем, это всего лишь один из таких способов продвижения", - рассказывает режиссер.
Изобразительное искусство
Проект "Люблю Осетию"
В уходящем году художники проекта "Люблю Осетию" реализовали в пространстве города на одном из домов на проспекте Коста ряд работ, посвященных мировой политике, актеру Сергею Юрскому, маэстро Валерию Гергиеву и рэперу Miyagi.
"Люблю Осетию" – просветительский проект, который организовал Руслан Золоев с другом Черменом Дзбоевым в 2013 году во Владикавказе. В течение пяти лет каждую неделю на независимой площадке проходили лекции и встречи с представителями культурной и научной интеллигенции Северной Осетии.
Несколько лет назад проект "Люблю Осетию" стал работать в ином формате – идеи просвещения стали подаваться на языке стрит-арта через визуальные образы.
Каждый день на страничках проекта в социальных сетях публикуются новые работы, посвященные самым разным темам, начиная от проблем современного осетинского общества и заканчивая международной политикой. Работы подписываются лаконично: "Автор идеи "Люблю Осетию". И долгое время никто не знал, кто же этот автор. Но после появления граффити в пространстве города, которые вызвали интерес СМИ, стало известно, что автор идей – художник
"Изначально я просто что-то придумывал, но приближаться к тому, чтобы их визуализировать, наверно, я начал после знакомства с творчеством Бэнкси. А еще раньше, году в 2008-м, я сидел в очереди в Москве и от скуки взял почитать какой-то журнал. Пролистав его, я увидел фотографии со стрит-артом в московских дворах. Конечно, это были наивные вещи – цветочки какие-то, персонажи из мультфильмов. Но меня тогда осенило, а почему бы не сделать подобное и в Осетии? У нас во Владикавказе не так много достопримечательностей – да, есть проспект Мира, памятники, но что еще мы можем показать туристам? Почему бы Владикавказ не сделать музеем под открытым небом, чтобы каждая стена стала яркой, красочной, наполненной эстетикой и смыслом? Эту идею я запомнил, а несколько лет спустя, когда уже начал записывать свои мысли на бумаге и познакомился с творчеством Бэнкси и других уличных художников, то возникла мысль перенести их на стены", - рассказывает художник.
XII международный художественный симпозиум "Аланика"
Двадцать четыре художника из Москвы, Вильнюса, Баку, Перми, Грозного, Нальчика и Владикавказа представили свои работы, объединенные общей темой "Оглянись в будущее!" в рамках XII международного художественного симпозиума "Аланика", организованного Северо-Кавказским филиалом Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО" при поддержке министерства культуры РФ.
Почетным гостем выставки стала генеральный директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак.
"Мне очень приятно здесь оказаться, в родной для меня атмосфере живого искусства. Я подчеркиваю, – живого, потому что в разные города России могут сколько угодно приезжать замечательные выставки из Пушкинского музея, Третьяковки или Эрмитажа, и показывать шедевры, но все это не может заменить живой энергии живого художника. Я считаю, что главный человек в мире – это художник. К сожалению, или к счастью, художник – это довольно редкое существо, очень нежная птица и мне кажется, что всем нам очень важно, чтобы эти люди свободно летали и дарили свободное отношение к миру, самоиронию. Мы видим в этом зале портреты наших художников и кураторов (работа арт-группы "Синие носы" - ред.), которые сразу подают нам знак того, что мир не так скучен и не так однозначен, что он добр и в нем есть будущее и что мы смотрим на него так же, как они. Мне кажется, что всех нас объединяет любовь к жизни и к искусству и общность цели – делать мир лучше", - рассказала Марина Лошак
Выставка "Осетинское море"
В начале сентября в Берлине в Центре искусства и урбанистики по инициативе независимого куратора, менеджера социокультурных проектов Антона Вальковского открылась выставка современного осетинского видео-арта "Осетинское море".
"Идея показать осетинский видео-арт появилась довольно давно. Во-первых, Осетия — это уникальный пример региона, где национальный кинематограф появился еще в 1960-е годы (то есть традиции художественных фильмов в республике уже исполнилось более полувека). А Северо-Кавказская студия кинохроники была образована аж в 1945 году. Наследием "Синематографа братьев Патэ" и кинотеатра "Комсомолец" можно безгранично гордиться. То есть мы видим большую и непрерывную традицию кинопроизводства в республике. На мой взгляд, важным рубежом в развитии видео-арта в Осетии также стала кинолаборатория продюсера и режиссера Андрея Сильвестрова, которая состоялась во Владикавказе два года назад. Мой коллега – художник и куратор из Голландии Ян Ван Эш - поверил в этот проект и очень помог с его реализацией. Экспозиция очень хорошо "села" на пространство — когда-то заброшенный, но ревитализированный грузовой железнодорожный вокзал", - рассказывает Антон Вальковский.
"Диалоги"
Во Владикавказе в Национальной научной библиотеке прошла выставка "Диалоги", на которой была представлена эмаль Людмилы Байцаевой и керамика Валерия Байцаева.
По словам искусствоведа Зары Газдановой, Людмила и Валерий – яркие, крепкие художники, известные в республике и за ее пределами.
Оба работают с редкими материалами. Людмила Байцаева – основатель эмальерного дела в Осетии, а керамика сегодня в республике не совсем обычная форма художественного высказывания. В прошлом в Осетии были сильны традиции керамического дела, но в основном она была бытовых форм, а Валерий Байцаев своими работами показывает, что можно сегодня сделать в этом жанре. По задумке автора, все представленные работы важно воспринимать, как единое произведение: мы начинаем смотреть с Нагорной проповеди и через все перипетии и узелки жизни приходим к Христу и его последней проповеди перед уходом. Смотреть эти работы очень интересно и одновременно сложно", - рассказала Зара Газданова.
Музыка
Ored Recordings
В августе в клубе Infinity во Владикавказе состоялся акустический концерт "Ored Recordings x Alanica", который прошел в рамках XII международного художественного симпозиума "Аланика. Этнографический проект-лэйбл из Кабардино-Балкарии Ored Recordings представил слушателям осетинскую музыку в исполнении коллектива Таму Берозти – бывшего солиста ансамбля "Къона", посттрадиционную черкесскую музыка коллектива Jrpjej, а также электронную неоклассику в исполнении Bzu – коллектива из Нальчика.
Создатели лейбла Булат Халилов и Тимур Кодзоков на протяжении последних пяти лет записывают традиционную музыку народов Кавказа в полевых условиях.
"Мы путешествуем по городам, селам и аулам в поисках исполнителей традиционной музыки. Основной принцип проекта - полевая запись. Нам важен живой звук, фиксация конкретного момента с его особенной атмосферой и очаровательными огрехами. Раскрытие художественного потенциала традиционной музыки – вот чего добивается Ored Recordings", - комментируют свою миссию молодые люди.
MON
В ноябре в арт-пространстве "Портал" во Владикавказе при поддержке Творческого союза художников РСО-Алания состоялся концерт музыканта из Москвы Гриши Мумрикова, выступающего под псевдонимом MON. Музыка, которую создает MON – это всегда импровизация, сочетание живого кларнета с электронной музыкой, рождающаяся непосредственно в момент выступления.
"Для себя я так обозначил музыку, которую играю: каждый раз как в первый раз. Я никогда заранее не знаю, что и как буду играть, у меня бывает довольно туманный план, но я всегда полагаюсь на ощущение от того пространства, в котором буду играть, от людей, с которыми общаюсь накануне выступления. Три дня во Владикавказе я не только сидел в комнате и репетировал, но напитывался общением с новыми людьми, знакомился с городом и горами. Арт-пространство "Портал" – это хорошее место с позитивными людьми, и я почувствовал, что интересен. Поэтому да, концерт - это мои ощущения от пребывания здесь" - рассказывает музыкант.
Экодвижение
SANSARA
Эко-движение SANSARA – проект Северо-Осетинского госуниверситета имени Хетагурова, инициатором и идейным вдохновителем которого является сотрудница отдела внешних связей университета Лара Дзаболова.
Меньше чем за год команде экодвижения удалось реализовать ряд успешных проектов, в числе которых внедрение программы раздельного сбора отходов на территории вуза и чтение лекций на экологическую тематику в школах Владикавказа.
Команда эко-движения SANSARA вошла в топ-10 Всероссийского экологического квеста "Разделяй с нами", посвященному системному внедрению раздельного сбора отходов в вузах, по итогам которого СОГУ приняли в Ассоциацию зеленых вузов России.
В октябре этого года команда получила грант на форуме "Машук" на реализацию серии образовательных, практических и развлекательных мероприятий, направленных на повышение уровня экологической осознанности жителей республики.
"Къаппа-къуппа"
Проект "Къаппа-къуппа" имеет отношение к экологии, но также затрагивает важные проблемы в нашем обществе - обеспечение работой людей с ограниченными возможностями здоровья и пенсионеров, которые своими руками шьют и плетут эко-сумки и авоськи.
"Последние пару лет я часто сталкивалась с людьми с инвалидностью, про которых снимала сюжеты. И конечно, в процессе общения я углубилась в их проблемы. Так мне пришла в голову идея дать возможность этим людям работать вместе, учиться и что-то создавать. Подобные проекты есть в крупных городах, и они прекрасно работают. Мы объединились с подругой Фатимой Кусовой и создали "Къаппа-къуппа". В переводе с осетинского это означает "одуванчик". Для нас одуванчик ассоциируется с миром, где все счастливы. И мы делаем шаги навстречу тем, кому идти чуть сложнее", - рассказывает автор проекта, ведущая блога "Прекрасный зеленый Владикавказ" Тома Агкацева.