Тома Агкацева – экономист, журналист и автор блога "Прекрасный зеленый Владикавказ", на страницах которого она делится своим опытом экологического образа жизни и на личном примере учит любить свою землю.
– Тома, в своем эко-блоге ты писала о том, что задумалась об экологии в детстве, когда увидела, как в горах взрослые выбрасывают мусор после пикника в реки. Как ты считаешь, почему в Осетии многие заточены на чистоте в собственных домах и квартирах, а за порогом без зазрения совести мусорят?
– Недавно мне попалась статья, в которой описанный тобой парадокс очень хорошо объясняется – люди в России не чувствуют себя хозяевами, настоящий хозяин – государство, а человек просто временный пользователь. Природа нам кажется бесконечно-возобновляемым ресурсом, который все стерпит. Таким же видит государство собственно и нас самих – ресурсом, которым можно и пожертвовать ради высших целей. Поэтому нам смешно, что есть Грета Тунберг, и кажется, что Запад просто бесится от жиру, когда борется с какими-то невидимыми проблемами типа глобального потепления.
– В какой момент ты стала стараться жить экологично? Может быть на тебя повлияло что-то конкретное? Книги, фильмы, пример друзей. И как возникла идея вести эко-блог, какие цели ты ставишь перед собой, видишь ли обратную связь?
– На меня повлияла обычная школа и уроки географии, на которых нам рассказывали об экологии. Я помню, моя подруга так впечатлилась после одного урока, что даже написала письмо в Гринпис. Ей прислали буклеты, в которых рассказывалось, что нужно закрывать воду, когда чистишь зубы, есть меньше мяса и т. д. Вот так со школы появились какие-то базовые эко-привычки. Уже позже у меня появилась многоразовая сумка вместо пакета и многоразовая бутылка для воды. Но, конечно, я не могу назвать свою жизнь достаточно правильной в смысле заботы об окружающей среде. Я решила постепенно внедрять в свой быт какие-то новые привычки и завела блог, в котором делюсь своим опытом.
Мы в Осетии очень любим себя возвеличивать и рассуждать о том, что наш народ более великий, чем другие народы. Но почему мы, великие осетины, не можем, как какой-нибудь обычный датчанин, отделить бумажку от бутылки и тем самым выразить свою любовь к своей прекрасной родной земле? Думаю, что можем, но просто от обычного невежества не знаем об этом и ничего не делаем. Поэтому нужно проговаривать самые простые вещи, нужно больше информации и личный пример. Обратная связь в блоге есть – постепенно набираются подписчики, делятся советами, что-то спрашивают. Когда я получаю сообщения, что кто-то благодаря мне решил отказаться от пакетов или стал сортировать мусор, то понимаю, что я на правильном пути.
– Расскажи подробнее о своем образе жизни, что сегодня входит в твои представления об экологичном образе жизни?
– Экологичный образ жизни – это осознанность. Осознанность в выборе продуктов, в выборе упаковки, в выборе вещей, которые ты покупаешь и выбрасываешь, и так далее. Когда ты задумываешься об этом, то понимаешь, что тебя окружает куча одноразовых и бесполезных вещей – мусор, по сути. И очень сложно взять и резко изменить свой быт. Скорее всего, так ничего не получится, и потом останется только чувство вины. А если начать осуществлять все постепенно, то это не так уж и сложно. Например, ставишь себе цель отказаться в этом месяце от пакетов. Через какое-то время перестаешь забывать закидывать в сумочку авоську, рука уже не тянется к пакету в магазине, а к концу месяца ты уже мастерски отбиваешься от кассира, который все равно запихивает все продукты в пакет.
Экологичный образ жизни не означает, что нужно себе во всем отказывать ради природы. Есть много альтернатив. Ты убираешь из своей жизни уродские пакеты и заменяешь их стильными шопперами, перестаешь забивать шкаф барахлом, а думаешь над функциональным гардеробом, стараешься обходить кафе, где фастфуд подают в одноразовой посуде, и выбираешь другие места.
– Ты начала сбор раздельного мусора. Расскажи о своем опыте, сложно ли это, помогает ли тебе семья, или ты лично все контролируешь?
– Я начала сортировать мусор не так давно – когда узнала, что его все-таки можно сдавать в Осетии. Пока что это не так удобно, как должно быть, но при желании можно сдать. Я узнала, что в СОГУ появился раздельный сбор, узнала, на какую сортировочную базу они отправляют мусор и стала сортировать. Но когда приехала сдавать, то поняла, что это вообще не рабочая схема для всех.
База находится в очень неудобном месте, в промзоне, и к тому же там принимают только пластиковые бутылки, макулатуру и металл. А стекло и другие виды пластика нет. Было непривычно начать сортировать мусор и поначалу все летело в общее ведро (да и сейчас иногда летает). Но постепенно я привыкаю. Главное – удобно организовать это в квартире. Моя семья меня поддерживает и тоже переключается на эколайфстайл. Но только не когда я прошу их помыть посуду содой.
– Ты разместила в подъезде коробку для сбора батареек, последовала ли обратная связь от соседей. Как давно ты сама собираешь батарейки и отвозишь их в места сбора?
– Я бы могла сказать, что давно сдаю батарейки, но нет, такой возможности в нашем городе просто не было. Каждый год появлялись новости, что установят специальные урны, но они появились у нас только сейчас. По закону сбором опасных отходов у населения должны заниматься обслуживающие компании, но они даже сами об этом не знают. Собирать дома батарейки, относить их куда-то в супермаркет у нас еще не все привыкли. Поэтому я сделала такой ящик и распечатала объявление с обращением к соседям, в котором рассказываю, почему нельзя выбрасывать батарейки и лампы в обычный контейнер и предлагаю поучаствовать – отвозить полную коробку в специальную урну для батареек, если им по дороге.
От соседей пока нет реакции, но контейнер стоит, – никто его не выбросил, но пока наполняется слабо. И даже перегоревшая лампочка, которую я сама туда положила, – исчезла. Но думаю, что соседи переживут шок, привыкнут и начнут пользоваться. Я рассказала об этой своей инициативе с коробкой в подъезде в своем блоге и одиннадцать человек попросили меня прислать им текст, который я приклеила к стене рядом с урной. Три человека уже прислали фотоотчет – еще в трех подъездах Владикавказа теперь будут собирать батарейки. И я считаю это уже крутым достижением.
– В Осетии появилось эко-такси и ты уже опробовала их услуги. Расскажи об этом опыте. Что это за ребята, это способ заработать деньги, или они стараются внести свой вклад в развитие эко-сознания в республике?
– Я мало о них знаю – ребята только начали работать. Я оставила заявку и ко мне приехало эко-такси. Принимают они почти все. Как я поняла, отходы отвозятся на склад, а потом все это отправляется на разные заводы. Ребята рассказали, что договориться с местными заводами очень сложно.
Например, у нас есть стекольный завод, но туда сдать бутылки не получится. Я не знаю, какие ими движут цели и мне вообще это не особо интересно. Наоборот, я была бы очень рада, если бы они на этом начали хорошо зарабатывать, потому что на энтузиазме мало что долго держится. А это такси очень хорошая и практически единственная возможность для жителей нашего города, которые хотят сортировать мусор у себя дома. А пафосными речами и скрепами нас и так кормят неплохо.
– Масштабы загрязнения земли неразлагаемыми отходами столь высоки, что вклад отдельных людей в борьбу с этим кажется каплей в море. Что дает мотивацию бороться за экологию в твоем случае?
– Я думаю, что людей, которых волнует проблема загрязнения, – много. Тех, кто готов что-то делать, – поменьше, а тех, кто готов что-то делать и знает, что именно надо делать, – еще меньше. Людям не хватает информации, но все же они хотят что-то менять. Как я говорила выше, очень важно проводить просветительскую работу. Традиционный аргумент чиновников – народ не готов. Я думаю, мы уже пережили эти имперские принципы, когда на каждый вопрос должен быть ответ из прошлого. Поэтому бояться чего-то нового не стоит. Я понимаю, что кто-то не готов донести свой мусор даже до урны и бросает его рядом. Но почему мы должны ориентироваться на этих людей. Они может никогда и не будут готовы. Я готова. И я не одна.
– В нашей республике потихоньку возникают островки с людьми, которые начинают что-то предпринимать в этом отношении. Как ты думаешь, с чем это связано?
– Я думаю, это прекрасно, что появляются люди, которые готовы брать на себя ответственность. И я говорю сейчас не только о проблемах экологии. Мне кажется, патриотизм – это и есть мера ответственности за то, что происходит в государстве. И я рада, что есть люди, которые не боятся почувствовать себя в меньшинстве и хотят что-то менять, объединяются в какие-то мини-сообщества вроде "Хотæ", например (общественное движение против домашнего насилия – ред.). Я думаю многие стали понимать, что быть просто сторонним молчаливым наблюдателем неправильно, что мы тоже можем на многое влиять, мы и есть власть, что мы вправе контролировать чиновников и не давать им возможность имитировать заботу о нас.
– Вы с Фатимой Кусовой запустили новый проект "Къаппа-къуппа", имеющий отношение к экологии, но также затрагивающий важные проблемы в нашем обществе - обеспечить работой людей с ограниченными возможностями здоровья и пенсионеров, которые своими руками шьют и плетут эко-сумки и авоськи. Расскажи об этом проекте, как он возник, как вы собираетесь его продвигать и почему вам важно отдавать свои силы и время на это?
– Последние пару лет я часто сталкивалась с людьми с инвалидностью, про которых снимала сюжеты. И конечно, в процессе общения я углубилась в их проблемы. Так мне пришла в голову идея дать возможность этим людям работать вместе, учиться и что-то создавать. Подобные проекты есть в крупных городах, и они прекрасно работают. Мы объединились с подругой Фатимой Кусовой и создали "Къаппа-къуппа". В переводе с осетинского это означает "одуванчик". Для нас одуванчик ассоциируется с миром, где все счастливы. И мы делаем шаги навстречу тем, кому идти чуть сложнее.
Пока мы сшили две партии шопперов – многоразовых сумок для покупок, которые могут заменить привычный пластиковый пакет. Первую партию сшила Наталья – мама четверых детей. У нее швейное образование, но она сидит с детьми и рада любой подработке. Вторую партию сшила Ирина. Она попала в аварию в возрасте 19 лет и осталась прикована к инвалидному креслу. Последний раз Ирина занималась шитьем в детстве, но когда узнала о нашем проекте, то захотела тоже попробовать. Ирина говорит, что для нее это возможность делать что-то для себя и для общества. За неделю существования проекта мы уже получили немало сообщений со словами поддержки. Очень приятно осознавать, что людям интересно и важно чувствовать свою сопричастность. А кто-то уже обратился за помощью и хочет работать вместе с нами.