Красивая и грамотная речь – совсем необязательный элемент. Человек должен быть честным, порядочным и ответственным. Все остальное – это надстройка. Тем не менее, когда твой собеседник открывает рот, хочется слышать правильно произносимые слова. Когда смотришь телевизионные новости, хочется слышать правильно поставленные ударения в терминах, произносимых дикторами и руководящими лицами республики.
Знаете ли вы, что в слове "средства" ударение ставится на первый слог? Многие наши граждане не знают. Они упорно произносят "средствА". И если подобная ошибка как-то приемлема для простого обывателя, то для чиновника – это непозволительно. Слуга народа обязан изъяснять свои мысли в грамотной форме. Поэтому не "сеня", а "сегодня". Не "пять килограмм", а "пять килограммов". Не "тренера", а "тренеры".
Кто-то может парировать: "Ну и что, русский – не родной для меня язык. Я не должен идеально знать его". ОК! Тогда почему и в осетинской речи постоянно слышны ошибки?
Например, в осетинском языке не существует двойного отрицания. Поэтому никаких "ничи ницы".
В осетинском языке не существует обращения на "вы" к одной персоне. Даже если вы обращаетесь к старшему или начальнику по-осетински, говорить нужно "ды". Кстати, в основном этим грешит молодежь. Боясь проявить неуважение, наши девушки и юноши даже к преподавателю обращаются по-осетински во множественном числе. Откуда эти странности?!
В местной прессе с завидным постоянством то и дело появляются заметки и репортажи о школьниках, участвующих в языковых олимпиадах, о проводимых диктантах, о хороших результатах педагогической деятельности. А люди на улицах продолжают коверкать слова.
Каждый год на развитие образовательной сферы Южной Осетии выделяются российские финансовые средства. Куда они уходят? В зарплаты учителей и чиновников, повышение квалификации, учебники, образовательные программы и планы, выездные мероприятия. Куда угодно, только не в правильные ударения.
Четверть бюджета Южной Осетии 2020 года (без учета Инвестпрограммы) планируется израсходовать на общегосударственные нужды, на втором месте – образование (!) и наука. Это официальное заявление главы парламентского налогового комитета. Хочется надеяться, что эти деньги не утекут водой сквозь пальцы.