В горах снег.
Несмотря на все изменения климата, горнолыжный сезон в Южной Осетии (ну или тот период времени, который можно было бы использовать для катания) всегда начинается и уходит по расписанию, как, наверняка, случится и в этом году. Отличие его от всех предыдущих в том, что теперь в Южной Осетии есть самая что ни на есть настоящая лыжная трасса, причем достаточно безопасная и легкая как для детей, так и для лыжников уровня "какой стороной надевать лыжи".
Горнолыжный курорт Цон открылся прошлой зимой в "тестовом" режиме - проверить, привлечет ли такая идея людей. Идея оказалась вполне себе привлекательной - на трассу хотя бы раз за зиму съездил весь город (за исключением меня). В этом году в ожидании запуска Цонской трассы в Цхинвале открылся частный пункт аренды снаряжения, где можно найти лыжи, сноуборды и даже ватрушки для детей. Можно с определенной степенью уверенности сказать, что в Цоне и в этом году будет многолюдно.
Однако - и это сразу было понятно - долго существовать в испытательном режиме начинающий проект не сможет, ему, как и любому другому проекту, нужно будущее. В капиталистическом мире, в котором нам посчастливилось жить, "будущее" обычно означает "деньги".
Горнолыжному курорту, даже самому маленькому, даже если он состоит из одной простой трассы, для выживания и успеха нужна обширная инфраструктура. Нужна безопасная дорога, регулярный рейсовый транспорт до места для тех, у кого нет собственного автомобиля, бесперебойная мобильная связь и Интернет, постоянно дежурящая "Скорая помощь" - как минимум, а в идеале - круглосуточный травмпункт, и это не говоря про такие простые вещи, как освещение, благоустроенные кафешки, утепленные помещения для отдыха и прочее. На создание всего этого сопутствующего "облака" требуются рабочие, архитекторы, инженеры - а им, в свою очередь, нужно платить зарплаты. Более того, одним только строительством дело не заканчивается - всей этой инфраструктуре, когда она уже будет готова, тоже нужны будут сотрудники, водители, служба безопасности, то есть немаленький человеческий ресурс. Строительство и запуск проекта такого масштаба требует огромных денег и, как минимум, нескольких лет работы, а потом еще надо умудриться все это дело поддерживать в должном виде, привлекать посетителей и "отбивать" вложенные средства.
И вот тут встает вопрос о том, почему инвесторы не выстроились стройными рядами на Зарамаге среди водителей, страдающих от проблем с временным ввозом, и не спешат со всех ног нести чемоданчики с деньгами в Южную Осетию.
Ответ очень прост: нет никаких гарантий, что проект "выстрелит". И это совершенно не значит, что его следует немедленно свернуть и забыть, как страшный сон - просто надо как следует подумать, понять, как действовать дальше и какие шаги предпринимать для его развития.
Сезонный курорт - вещь изначально ненадежная: расходы на него круглогодичные, потому что инфраструктуру необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, а прибыль идет в лучшем случае четыре-пять месяцев в году. Эту проблему можно решить, если превратить Цон и окружающие территории в круглогодичный курорт, тем более, что все предпосылки для этого есть. В таком уже случае каждому найдется, чему порадоваться: условия позволяют строить туристические базы для детей и подростков, высокогорные лагеря для альпинистов, прокладывать интересные тропы одно- или многодневных маршрутов, построить гостиницу в исключительно рекреационных целях для тех, кто предпочитает спокойный отдых, и использовать все эти невероятные блага не четыре, а все 12 месяцев в году. Расходы на строительство и запуск, само собой, растут в геометрической прогрессии, подход к проекту изначально должен быть другим, да и проблем при разработке будет побольше - но и прибыль круглогодичная, серьезная и более стабильная.
Однако даже если зазывать инвесторов именно на такой круглогодичный курорт, вопрос о целесообразности запуска нового проекта остается. Давайте посмотрим трезво: при имеющихся развитых курортах на Северном Кавказе, к которым и так в последние годы повышенное внимание, и при имеющихся планах на их дальнейшее развитие, вкладываться с нуля в горнолыжную трассу за границей (которая периодически закрывается из-за снегопадов) для, скажем, российского инвестора - совершенно не весело. Вкладываться в проект в стране, о которой потенциальный турист и обычный Интернет-пользователь за первые минуты в Гугле узнают только про конфликт с Грузией - это уже не риск, а финансовое самоубийство. Государству, желающему продемонстрировать стабильное развитие, нужен соответствующий имидж, и складывается он не из кислотных снежных барсов производства Студии Лебедева, не из демонстрации объектов Инвестпрограммы официальным гостям и даже не из редкого участия в разнообразных тематических выставках в дружественных странах.
Имидж - это, в первую очередь, распространение информации. Правильная подача информации, при которой не надо тратить часы на то, чтобы выяснить, что такое наша с вами страна и с чем ее едят, решает многие проблемы с привлечением потенциальных туристов (да, слово "турист" в капиталистическом мире тоже значит "деньги", а еще "рабочие места" и прочие "социальные плюшки"). Однако подача информации и, по сути, реклама туристического направления "с нуля" для инвесторов означает только дополнительные расходы, а потому, как правило, проводится самим государством. В конце концов, так и сами финансы на развитие привлекать будет гораздо проще - логично ведь!
Такой упрощенный подход, правда, монета о двух сторонах. Создавать необходимые условия для того, чтобы потом на обработанной почве лучше – проще! - всходили посаженные деревья (и проекты), это одно. Это, опять же, логичный подход человека (компании, предприятия, государства), который строит долгосрочные планы и нацелен на серьезный успех в будущем. Другой подход - отмахиваться от серьезных проектов в пользу простых, вкладывать абсолютный минимум средств и усилий, пожимая при этом плечами (и так сойдет!), чтобы в отремонтированном на скорую руку полуподвальном помещении где-нибудь на улице Сталина открыть магазин детской одежды. Проработав максимум пару сезонов, магазин закроется, а помещение уйдет в аренду, пока новый владелец не соберется открыть в нем маникюрный салон. На пару сезонов.
Казалось бы, где подвальчики на Сталина, а где огромные проекты наподобие горнолыжных курортов? На самом деле эти вещи связаны теснее, чем хотелось бы признавать, и связь между ними - в психологии людей, которые над ними работают. Проекты государственного масштаба нельзя планировать на скорую руку и с целью скорой - моментальной, как это принято в Цхинвале - баснословной выгоды. Напротив, ожидать этой выгоды немедленно после запуска не только не стоит, но и в корне ошибочно. Надо учиться вкладываться надолго, всерьез, работать не абы как (по-цхинвальски, "своим пойдет, на годик хватит"), и планировать на годы вперед - ведь, когда сажают виноград, не ждут урожая первым же летом.